Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация, применяющая общую систему налогообложения, 09.11.2021 приобрела автомобиль "Газель". В ноябре 2021 года в бухгалтерском учете: - отражена стоимость автомобиля, приобретенного за плату, который учтен в качестве основных средств; - отражена сумма НДС по приобретенному автомобилю, которая принята к вычету; - автомобиль принят к учету и введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости, в которую вошли оплата за автомобиль поставщику, командировочные расходы, заработная плата за доставку, топливо. С 09.11.2021 по 22.02.2022 автомобиль эксплуатировался (подвоз работников до места работы и обратно), ежедневно выписывались путевые листы и списывался бензин. С декабря 2021 года по февраль 2022 года начислялась амортизация. За 2021 год был начислен и уплачен транспортный налог. 22 февраля 2022 года автомобиль сгорел, был выявлен неисправимый брак. Покупатель выставил претензию поставщику, поставщик претензию принял. Организации подписали соглашение об отступном. 27 июля 2022 года поставщик выставил корректировочный счет-фактуру на бракованный автомобиль и счет-фактуру на новый автомобиль (взамен сгоревшего). Технические характеристики нового автомобиля те же, номер двигателя другой, стоимость не изменилась. Как покупателю отразить затраты, понесенные во время эксплуатации бракованного автомобиля, введенного в эксплуатацию в истекшем 2021 году до момента выявленного брака?

Организация, применяющая общую систему налогообложения, 09.11.2021 приобрела автомобиль "Газель". В ноябре 2021 года в бухгалтерском учете: - отражена стоимость автомобиля, приобретенного за плату, который учтен в качестве основных средств; - отражена сумма НДС по приобретенному автомобилю, которая принята к вычету; - автомобиль принят к учету и введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости, в которую вошли оплата за автомобиль поставщику, командировочные расходы, заработная плата за доставку, топливо. С 09.11.2021 по 22.02.2022 автомобиль эксплуатировался (подвоз работников до места работы и обратно), ежедневно выписывались путевые листы и списывался бензин. С декабря 2021 года по февраль 2022 года начислялась амортизация. За 2021 год был начислен и уплачен транспортный налог. 22 февраля 2022 года автомобиль сгорел, был выявлен неисправимый брак. Покупатель выставил претензию поставщику, поставщик претензию принял. Организации подписали соглашение об отступном. 27 июля 2022 года поставщик выставил корректировочный счет-фактуру на бракованный автомобиль и счет-фактуру на новый автомобиль (взамен сгоревшего). Технические характеристики нового автомобиля те же, номер двигателя другой, стоимость не изменилась. Как покупателю отразить затраты, понесенные во время эксплуатации бракованного автомобиля, введенного в эксплуатацию в истекшем 2021 году до момента выявленного брака?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Специальных правил учета операций, связанных с возвратом поставщику некачественного объекта основных средств, в бухгалтерском учете нет. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации (бракованный автомобиль сгорел и взамен получен новый) возможны следующие варианты учета: замена в учете не отражается; замена отражается как выбытие бракованного основного средства и поступление нового.
Глава 25 НК РФ не содержит порядка признания доходов и расходов при осуществлении возврата и замены основного средства. Если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов. Если покупатель отражает в учете выбытие бракованного основного средства и поступление нового, то учет доходов и расходов осуществляется в общеустановленном порядке.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
Расходы, понесенные в период использования бракованного автомобиля (ГСМ, транспортный налог), введенного в эксплуатацию в истекшем 2021 г. до момента выявленного брака, соответствуют критериям признания расходов, установленным ст. 252 НК РФ, и подлежат признанию при налогообложении. Исключать их из состава затрат и каким-либо образом корректировать оснований нет. Вопрос учета амортизации за период эксплуатации автомашины неоднозначен.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Специальных правил учета операций, связанных с возвратом поставщику некачественного объекта основных средств, нет. Есть различные точки зрения, как покупателю в бухгалтерском учете отражать замену бракованного основного средства на исправное. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации (бракованный автомобиль сгорел и взамен получен новый) возможны следующие варианты учета.
1. Замена в бухгалтерском учете не отражается, смотрите Замена бракованного основного средства на исправное: налоговый и бухгалтерский учет (Е. Вайтман, журнал "Российский налоговый курьер", N 16, август 2015 г.).
Эта точка зрения основана на терминологии, используемой в бухгалтерском учете. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются активы (ст. 5 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
При замене бракованного транспортного средства на качественное актив не меняется. И до замены, и после нее в распоряжении организации имеется основное средство. Происходит замена лишь конкретного имущества. Если компания получила от поставщика полностью идентичное основное средство, она не обязана отражать эту операцию в бухгалтерском учете. Ведь основные параметры этого объекта (срок его полезного использования, первоначальная стоимость и др.) не изменились.
Поэтому организация не составляет ни акт о списании бракованного основного средства, ни акт о приеме-передаче нового. Достаточно в инвентарной карточке объекта исправить сведения о нем (если они изменились). То есть указать новый заводской номер или номер паспорта, год выпуска. Инвентарный номер целесообразно оставить прежним.
В случае, если замена бракованного основного средства повлекла дополнительные расходы (например, на его транспортировку до склада поставщика, доставку нового средства), эти расходы не увеличивают первоначальную стоимость основного средства, так как возникли после его ввода в эксплуатацию (п. 14 ФСБУ 6/2020).
Организация отражает их следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 60 (76, 70, 71) - учтены дополнительные затраты по замене бракованного объекта основных средств;
Дебет 19 Кредит 60 (76) - отражена сумма НДС, предъявленная исполнителем;
Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету "входной" НДС по услугам исполнителя.
2. Замена в бухгалтерском учете отражается как выбытие бракованного основного средства и поступление нового.
Выбытие (возврат продавцу) бракованного основного средства отражается аналогично операциям по выбытию объекта основных средств. Смотрите Энциклопедию решений. Как учесть возврат бракованного основного средства поставщику?
Требования к формированию в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций устанавливает ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
Если объект основных средств выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, он списывается с бухгалтерского учета (п. 40 ФСБУ 6/2020).
Основанием для предъявления претензии поставщику, а также списания с учета стоимости вышедшего из строя основного средства могут быть:
- акт (дефектная ведомость, другой подобный документ) о выходе из строя объекта, подписанный специально созданной комиссией;
- экспертное заключение на вышедшее из строя основное средство.
При списании объекта основных средств суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения по данному объекту относятся в уменьшение его первоначальной стоимости (переоцененной стоимости) (п. 42 ФСБУ 6/2020). Другими словами, в случае выбытия объект основных средств списывается по балансовой стоимости, которая представляет собой первоначальную стоимость данного объекта, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020).
Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта основных средств и затрат на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта, с другой стороны, признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект основных средств (п. 44 ФСБУ 6/2020). Как правило, доходы и расходы от списания основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).
На выбытие бракованного транспортного средства в бухгалтерском учете покупателя возможны записи:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основного средства" Кредит 01 - списана первоначальная стоимость выбывающего транспортного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства" - списана сумма амортизации, накопленная к моменту выбытия;
Дебет 60 (76), субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства" - списана балансовая стоимость выбывающего транспортного средства;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС" - начислен НДС на первоначальную стоимость выбывающего транспортного средства.
Поступление качественного транспортного средства взамен бракованного отражается бухгалтерскими записями:
Дебет 08 Кредит 60 - отражены фактические затраты на приобретение транспортного средства;
Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС, предъявленный поставщиком при передаче качественного транспортного средства;
Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС по качественному транспортному средству;
Дебет 01 Кредит 08 - транспортное средство учтено в качестве основного средства.
Организация заново определяет срок полезного использования исправного транспортного средства. Этот срок отсчитывается с даты ввода нового объекта в эксплуатацию. Фактический период использования бракованного основного средства не учитывается.
В отношении учета в данном случае мы полагаем нужным учесть особенности операций.
Во-первых, бракованный автомобиль принят к учету и введен в эксплуатацию по первоначальной стоимости, в которой учтены как оплата за автомобиль поставщику, так и расходы по доставке (командировочные, заработная плата, топливо). Во-вторых, поставщик предоставил новый автомобиль в качестве отступного по полной стоимости первоначальной поставки (а не по стоимости выбывающего автомобиля в бухгалтерском учете). Претензия поставщику предъявлена на ту же сумму. В-третьих, бракованный автомобиль эксплуатировался и по нему начислялась амортизация.
На наш взгляд, в таком случае записи в бухгалтерском учете могут быть следующие.
Для наглядности предположим, что стоимость оплаты поставщику составила 1 000 000 руб. (без учета НДС), дополнительные расходы при приобретении автомобиля составили 100 000 руб., амортизация к моменту выбытия начислена в сумме 90 000 руб.:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основного средства" Кредит 01 - 1 100 000 руб. - списана первоначальная стоимость выбывающего транспортного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства" 90 000 руб. - списана сумма амортизации, накопленная к моменту выбытия;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства" - 1 000 000 руб. - списана часть балансовой стоимости выбывающего транспортного средства (в сумме первоначальной поставки);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит 68 200 000 - НДС по первоначальной поставке включен в сумму претензии;
Дебет 91 Кредит 01, субсчет "Выбытие основного средства" - 10 000 руб. - списана часть стоимости, не компенсируемой поставщиком.
Поступление качественного транспортного средства взамен бракованного отражается бухгалтерскими записями:
Дебет 08 Кредит 60 - 1 000 000 отражены фактические затраты на приобретение транспортного средства (счет-фактура на новый автомобиль предъявлен на стоимость прежнего автомобиля);
Дебет 19 Кредит 60 - 200 000 руб. - учтен НДС, предъявленный поставщиком при передаче качественного транспортного средства;
Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС по качественному транспортному средству;
Дебет 60 Кредит Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" - 1 200 000 руб. - зачтены задолженности по претензии и передаче отступного;
Дебет 01 Кредит 08 - транспортное средство учтено в качестве основного средства (1 000 000 руб. + дополнительные расходы, если они имелись).
Отметим, что в отношении операций по возврату товара может применяться метод красное сторно. Смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский и налоговый учет возврата товаров поставщику. Но в рассматриваемой ситуации товар (основное средство) возвращается не в первоначальном виде, а после периода эксплуатации и начисления амортизации.
Поэтому сторнирование записи дебет 08 кредит 60, на наш взгляд, не соответствует сути имеющих место операций. Такой подход предполагает признание начисленной амортизации и произведенных эксплуатационных расходов ошибочными, что влечет включение указанных сумм в доходы в периоде возврата автомобиля (периоде, когда выявлена такая ошибка). Мы полагаем, что это не соответствует сути имеющих место операций, начисление амортизации в рассматриваемой ситуации ошибкой не является.

Налог на прибыль

Глава 25 НК РФ не содержит порядка признания доходов и расходов при осуществлении возврата и замены основного средства.
Минфин России разъясняет: если производится замена по гарантии бракованного основного средства на исправное, эта операция не признается отдельной сделкой, а осуществляется в рамках первоначального договора поставки, поэтому в учете организации не происходит ошибок (искажений), не возникает доходов и расходов. Таким образом, необходимости восстанавливать в составе доходов начисленную ранее по бракованному основному средству амортизацию и амортизационную премию у организации не возникает (письма Минфина России от 14.06.2016 N 03-03-06/3/34278, от 03.06.2015 N 03-07-11/31971). Смотрите также Вопрос: Организация закупила оборудование, которое было введено в эксплуатацию как основное средство. Спустя три месяца эксплуатации были выявлены недочеты по качеству оборудования. Согласно договору поставщик передал бесплатную замену некачественного оборудования по грузовой таможенной декларации с нулевой стоимостью. У организации возникли дополнительные расходы на доставку и растаможку данного оборудования с нулевой стоимостью. Как корректно учесть сумму всех дополнительных расходов при поставке нового оборудования на замену? Какие бухгалтерские проводки должны быть оформлены по основному средству? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.).
Другой подход применяется при выбытии ОС.
В общем случае, если не рассматривать ситуацию замены, покупатель отражает в учете выбытие бракованного основного средства. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией соответствующего акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, от 08.04.2005 N 03-03-01-04/2/61). Смотрите Энциклопедию решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства.
В анализируемой ситуации имеет место не только выбытие, но и поступление нового транспортного средства. Причем оплата поставщику покупателем произведена единожды. Если рассматривать для такой ситуации возможность признания расходов в виде сумм недоначисленной амортизации при выбытии основного средства, то возникает вопрос о включении в доходы стоимости полученного без оплаты нового транспортного средства. Иначе получится, что расходы дважды будут признаны организацией: амортизация, в том числе недоначисленная, по первому автомобилю, а затем амортизация по полученному взамен.
В подобном случае, когда речь идет о замене, специалисты предлагают поступить следующим образом (Замена бракованного основного средства на исправное: налоговый и бухгалтерский учет (Е. Вайтман, журнал "Российский налоговый курьер", N 16, август 2015 г.)), цитируем:
При замене бракованного ОС на исправное в налоговом учете покупателя не возникает ни доходов, ни расходов. Покупатель, выявивший брак основного средства, не продает его поставщику. Он возвращает бракованный объект и взамен получает исправный. Минфин России согласен, что в связи с этой передачей в налоговом учете покупателя дополнительных доходов и расходов не образуется (письмо от 03.06.15 N 03-07-11/31971).
Значит, при выбытии некачественного ОС организация не отражает выручку от его реализации и не вправе списывать остаточную стоимость объекта. Ее можно включить в налоговые расходы только в случае реализации основного средства (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Если компания выявила брак после того, как начала эксплуатировать и амортизировать объект, она не обязана восстанавливать ни начисленную амортизацию, ни амортизационную премию (письмо Минфина России от 03.06.15 N 03-07-11/31971).
Считается, что при замене бракованного ОС на исправное у организации не меняется объект учета. Прежнее основное средство заменяется на новое, аналогичное по параметрам и сроку полезного использования. Поэтому операция по замене ОС в налоговом учете покупателя не отражается. После получения исправного объекта компания продолжит начислять по нему амортизацию в прежнем размере. Важно не списать лишнего. Амортизируя новый объект, организация вправе включить в налоговые расходы только часть его первоначальной стоимости за минусом амортизации, начисленной по бракованному ОС. Но так поступают, если взамен бракованного ОС организация получила от поставщика полностью идентичный объект. Если поставщик заменил неисправное ОС на другую модель с иным сроком полезного использования (например, из-за того, что прежняя модель уже не выпускается или отсутствует на складе), безопаснее оформить эту операцию как выбытие бракованного и оприходование нового объекта.
Есть мнение, согласно которому амортизация нового ОС может рассчитываться, исходя из установленной при вводе в эксплуатацию бракованного основного средства нормы амортизации применительно к первоначальной стоимости ОС. Ежемесячная сумма амортизации составит ту же величину, что и до замены основного средства. Амортизация будет продолжать начисляться в течение оставшегося срока полезного использования замененного ОС (Вопрос: Каков порядок отражения в налоговом учете организации-покупателя операции по замене оборудования в период гарантийного срока? Какие налоговые последствия (в целях исчисления налога на прибыль) возникают у организации-покупателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)).
Вместе с тем, согласно недавно представленному мнению Минфина России, если покупатель возвращает продавцу приобретенный ранее по договору купли-продажи объект основных средств, то суммы начисленной по нему амортизации, а также амортизационной премии, если она применялась, подлежат изъятию из числа расходов, учтенных в соответствующих отчетных (налоговых) периодах (письмо Минфина России от 25.05.2022 N 03-03-06/1/48762). Смотрите также Комментарий к письму Минфина России от 25 мая 2022 г. N 03-03-06/1/48762 (А.В. Веселов, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2022 г.), Возврат основного средства: последствия в целях исчисления налога на прибыль (Н.А. Петрова, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, июль 2022 г.).
Как следует из письма, в этом случае нужно подать уточненную декларацию по налогу на прибыль.
Эта позиция финансового ведомства представляется нам сомнительной, так как в периоде эксплуатации бракованного автомобиля амортизация была правомерно начислена в налоговом учете. Но если придерживаться мнения финансового ведомства, то, на наш взгляд, возможно исключить амортизацию из расходов по налогу на прибыль, а затем начать амортизировать новый автомобиль исходя из полной суммы его стоимости.
Если же амортизацию по бракованному автомобилю из расходов не исключать, то придется учесть эту особенность при амортизации нового транспортного средства. Как это сделать, НК РФ не устанавливает. Главный принцип - в целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов (п. 5 ст. 252 НК РФ).
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Учитывая неопределенность, рекомендуем организации получить персональное разъяснение Минфина России и ФНС России по вопросам налогообложения в данной ситуации (пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Учет расходов на ГСМ производится в соответствии со ст. 252 НК РФ. В рассматриваемой ситуации бракованный автомобиль в период его исправного состояния использовался организацией в ходе своей деятельности (подвоз работников до места работы и обратно). Факт эксплуатации автомобиля подтверждается путевыми листами.
На наш взгляд, при оформлении подтверждающих расходы документов в соответствии с установленными требованиями оснований для исключения стоимости ГСМ из расходов в связи с выбытием бракованного транспортного средства нет.

Транспортный налог

Если бракованное основное средство является объектом налогообложения транспортным налогом (ст. 358 НК РФ), то плательщиком транспортного налога организация будет являться до момента снятия данного объекта с регистрационного учета в органах ГИБДД. Такой вывод следует из прямого прочтения ст. 357 НК РФ.
На наш взгляд, для исключения из расходов сумм транспортного налога и авансовых платежей по нему, учтенных организацией в период эксплуатации бракованного автомобиля для целей налога на прибыль в прочих расходах, оснований нет.
Транспортный налог и авансовые платежи по нему включаются в прочие расходы по налогу на прибыль на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182, от 21.09.2015 N 03-03-06/53920).
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком (письмо ФНС России от 30.03.2018 N БС-4-21/6042@, письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050).

НДС

Входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению в случаях, указанных в п. 3 ст. 170 НК РФ. Перечень является закрытым.
Списание основного средства до окончания срока амортизации по причине его выбытия вследствие порчи и невозможности его дальнейшего использования (физического износа) в этом перечне не упомянуто.
Однако подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ обязывает восстанавливать НДС, если основные средства, изначально приобретённые для облагаемых НДС операций, организация начинает использовать в необлагаемых операциях. Возникает вопрос, необходимо ли восстанавливать НДС по списанному объекту, который уже не будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС?
По мнению ФНС России, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации в связи с физическим и моральным износом, восстановлению не подлежат (письмо ФНС России от 16.04.2018 N СД-4-3/7167@).
Арбитражные суды, занимающие позицию налогоплательщика, указывают на то, что прекращение использования приобретенного основного средства в производстве до истечения срока амортизации, не влияет на право налогоплательщика на применение налогового вычета и не является основанием для возложения на налогоплательщика обязанности по восстановлению сумм ранее возмещенного НДС. Смотрите Энциклопедию решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства. Положительная практика.
Минфин России считает иначе: ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации, подлежат восстановлению (письмо от 29.01.2009 N 03-07-11/22). Такая позиция также поддержана судами. Смотрите Энциклопедию решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства. Отрицательная практика.
В данном случае стороны пошли по пути отражения операции в качестве отступного.
Согласно ст. 409 ГК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества. Размер отступного, как мы поняли, соразмерен стоимости первоначальной поставки.
Какие-либо особенности определения налоговой базы при передаче товара по соглашению об отступном НК РФ не предусмотрены (постановление Одиннадцатого ААС от 02.02.2012 N 11АП-15593/11).
Поставщик предъявил покупателю корректировочный счет-фактуру на сумму стоимости заменяемого автомобиля, а также счет-фактуру на поставленный новый автомобиль.
При возврате всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями, ФНС России рекомендует продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров (письмо Минфина России от 04.02.2019 N 03-07-11/6171).
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету покупателем, подлежат восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.
По факту получения от продавцов корректировочных счетов-фактур суммы ранее правомерно принятого к вычету НДС у покупателей "корректируются" посредством восстановления сумм налога по возвращенным товарам (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. 1.4 письма ФНС России от 23.10.2018 N СД-4-3/20667@).
Вычет НДС по счету-фактуре на новый автомобиль применяется покупателем в общеустановленном порядке.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как учесть возврат бракованного основного средства поставщику?;
- Энциклопедия решений. В каких случаях продавец выставляет корректировочный счет-фактуру?;
- Списание не полностью самортизированного основного средства и НДС. Комментарий к письму ФНС России от 16.04.18 N СД-4-3/7167@ "О восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по приобретённым основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации" (Л. Вронская, А. Матиташвили, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 7, июль 2018 г.);
- Вопрос: Организация перепродала оборудование. Она учитывала оборудование как основное средство, конечный покупатель учитывал его как товар. Оборудование вышло из строя в течение гарантийного срока и подлежит возврату поставщику. Поставщиком будет осуществлена замена оборудования на такое же. Каков порядок бухгалтерского учета данной операции у конечного покупателя, а также у организации, осуществлявшей перепродажу оборудования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.);
- Вопрос: Порядок налогового и бухгалтерского учета при замене бракованного оборудования на аналогичное (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
- Замена по гарантии ОС, введенного в эксплуатацию (Е.Л. Ермошина, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 8, август 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чупракова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

26 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.