Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация осуществляет один вид деятельности - оказывает услуги по перевозке, в то же время может продать бывшее в употребление основное средство (технику). В бухгалтерском учете расходы формируются по статьям затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация, отчисления на социальные нужды, финансовая аренда, госпошлина, гостиница, ремонт автотранспорта, автострахование и прочие затраты. Аудитор считает, что сумма, отраженная на прочих затратах, существенная, и ее обязательно необходимо расшифровывать, то есть расширить перечень статей затрат. При этом аудитор и экономист настаивают на ведение аналитического учета затрат. Правомерны ли требования аудитора и экономиста?

Организация осуществляет один вид деятельности - оказывает услуги по перевозке, в то же время может продать бывшее в употребление основное средство (технику). В бухгалтерском учете расходы формируются по статьям затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация, отчисления на социальные нужды, финансовая аренда, госпошлина, гостиница, ремонт автотранспорта, автострахование и прочие затраты. Аудитор считает, что сумма, отраженная на прочих затратах, существенная, и ее обязательно необходимо расшифровывать, то есть расширить перечень статей затрат. При этом аудитор и экономист настаивают на ведение аналитического учета затрат. Правомерны ли требования аудитора и экономиста?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации дано право самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитический учет затрат исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления, существенности информации и др.

Обоснование вывода:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организаций устанавливает ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). В рассматриваемом случае, полагаем, к расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, возникающие в процессе осуществления перевозок.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99).
При этом ПБУ 10/99 не учитываются отраслевые особенности учета расходов. Согласно п. 10 ПБУ 10/99 правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
В письме Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 указано, что для целей организации учета фактических затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости выпуска продукции, вида продукции, единицы продукции и решения иных проблем управленческого характера организациям следует руководствоваться соответствующими отраслевыми инструкциями, указаниями (смотрите Справку об актах, разъясняющих применение Положения о составе затрат в отдельных отраслях (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).
Заметим также, что на сегодняшний день специальных правил исчисления себестоимости для транспортных услуг действующим законодательством не установлено. Следовательно, организация утверждает порядок расчета себестоимости транспортных услуг самостоятельно. Для этих целей организация может, но не обязана воспользоваться Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утвержденной Минтрансом РФ 29.08.1995.
Для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации предназначены счета раздела III Плана счетов бухгалтерского учета (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности ведется либо на счетах 20-29, либо на счетах 20-39. В последнем случае счета 20-29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30-39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов. Состав и методика использования счетов 20-39 при таком варианте учета устанавливается организацией исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления на основе соответствующих рекомендаций Минфина России.
В частности, для учета затрат по оказанию услуг организаций транспорта используется счет 20 "Основное производство". Аналитический учет по счету 20 ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20-39, то аналитический учет по счету 20 осуществляется также по подразделениям организации.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99). Примерный перечень прочих расходов приведен в пунктах 11-13 ПБУ 10/99. Так, например, прочими расходами являются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции (пп. 11, 14.1 ПБУ 10/99).
Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок (п. 15 ПБУ 10/99).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о прочих расходах предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы", к которому открывается субсчет 91-2 "Прочие расходы". Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Наряду с доходами расходы являются элементом формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о финансовых результатах (далее - Отчет) (п. 7.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997). Доходы и расходы организации отражаются в Отчете с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие (п. 22 ПБУ 4/99). Более детальная конкретизация доходов и расходов производится исходя из уровня их существенности.
Существенные показатели Отчета должны быть отражены обособленно. Для этого Отчет необходимо дополнить новыми строками.
Те показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы показывать их в отдельной строке Отчета, могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к нему (п. 2 Примечаний к Приложению 1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, далее - Приказ N 66н).
Уровень существенности каждая организация устанавливает самостоятельно в учетной политике.
Однако независимо от установленного уровня существенности при осуществлении нескольких видов деятельности, выручка, прочие доходы (выручка от продажи товаров, выручка от выполнения работ, оказания услуг и т.п.), составляющие 5 и более процентов в общем объеме доходов организации за отчетный период, должны показываться в Отчете по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). В этом случае в Отчете о финансовых результатах заполняется и соответствующая каждому виду дохода часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).
Таким образом, организациям дано право самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитический учет затрат исходя из особенностей деятельности, структуры, организации управления, существенности информации и др.
Напомним также, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ФСБУ). Если же в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных, в том числе законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (ст. 5, чч. 1-4 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прочих расходов;
- Энциклопедия решений. Отчет о финансовых результатах;
- Энциклопедия решений. Прочие доходы и расходы (строки 2340 и 2350 Отчета о финансовых результатах);
- Вопрос: Можно ли в учетной политике для бухгалтерского учета установить уровень существенности ошибки в размере 10%? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Установление критериев существенности в учетной политике (для бюджетной сферы);
- Оценка уровня существенности в процессе формирования отчетности по МСФО (М. Корнеев, журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 5, май 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

23 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.