Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность По какой стоимости принять к учету основные средства, переданные в хозяйственное ведение организации на общей системе налогообложения, если в акте приема-передачи основных средств отражена только балансовая стоимость основных средств на 31.12.2012? В акте приема-передачи основных средств не указана остаточная стоимость основных средств на дату передачи основных средств (03.06.2019). При запросе в муниципалитет о сумме остаточной стоимости на дату передачи основных средств был получен отказ на основании п. 94 Инструкции N 157н, в котором говорится о том, что на имущество казны амортизация не начисляется.

По какой стоимости принять к учету основные средства, переданные в хозяйственное ведение организации на общей системе налогообложения, если в акте приема-передачи основных средств отражена только балансовая стоимость основных средств на 31.12.2012? В акте приема-передачи основных средств не указана остаточная стоимость основных средств на дату передачи основных средств (03.06.2019). При запросе в муниципалитет о сумме остаточной стоимости на дату передачи основных средств был получен отказ на основании п. 94 Инструкции N 157н, в котором говорится о том, что на имущество казны амортизация не начисляется.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию (объекта основных средств) его первоначальная стоимость будет определяться как справедливая стоимость этого объекта.
Привлечение независимых оценщиков для определения величины справедливой стоимости не является обязательным. Организация вправе определить справедливую стоимость самостоятельно.

Обоснование вывода:
Деятельность унитарных предприятий строится на основах, определенных нормами ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Собственник унитарного предприятия, являющегося коммерческой организацией, может закреплять за унитарным предприятием имущество, в отношении которого унитарное предприятие не наделяется правом собственности. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (п. 1 ст. 2 Закона N 161-ФЗ).
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия (п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, пп. 1, 2 ст. 113 ГК РФ).
Уставный фонд муниципального или государственного унитарного предприятия может быть сформирован в том числе путем передачи в установленном порядке имущества (ст. 13 Закона N 161-ФЗ). Кроме того, ст. 14 Закона 161-ФЗ допускается увеличение размера уставного фонда, например, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества.
В то же время государственный орган или орган местного самоуправления, уполномоченный на создание унитарного предприятия, может передать ему имущество не только в пределах взноса в уставный фонд, но и сверх него. Для этого публично-правовое образование принимает решение о закреплении имущества за предприятием, представитель собственника публичного имущества и унитарное предприятие подписывают соответствующий договор, имущество передается по акту.

Определение первоначальной стоимости имущества, полученного в хозяйственное ведение сверх вклада в уставный фонд

С 1 января 2022 года правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020), а информации о капитальных вложениях организации - Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 26/2020).
При признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости (п. 12 ФСБУ 6/2020).
Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (второе предложение п. 12 ФСБУ 6/2020).
Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств (п. 5 ФСБУ 26/2020).
В соответствии с п. 9 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. Для целей этого Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. При этом в целях определения фактических затрат к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации, в том числе вследствие безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию). При этом фактическими затратами в имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества (п. 14 ФСБУ 26/2020).
Таким образом, с 01.01.2022 в случае передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию (объекта основных средств) его первоначальная стоимость будет определяться как справедливая стоимость этого объекта.
Полагаем, что, устанавливая такие правила, регулятор устранил неясность в вопросах формирования первоначальной стоимости имущества, полученного в хозяйственное ведение МУП от собственника. Ранее мы допускали иной вариант (смотрите Вопрос: Муниципальному унитарному предприятию, находящемуся на УСН (доходы минус расходы), в хозяйственное ведение сверх уставного фонда передана часть здания со 100%-ным износом. В акте приемки-передачи имущества указана нулевая остаточная стоимость. Какими проводками отразить постановку на учет полученного основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2009 г.)).
Отметим, что до 01.01.2022 порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарными предприятиями от учредителей сверх взноса в уставный фонд, определен не был.
В письме от 17.08.2020 N 07-01-09/71839 в схожей ситуации Минфин России обращал внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год. В них разъяснялось, что при отсутствии в НПА соответствующих правил организация разрабатывает их самостоятельно согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(1), при этом она может использовать иные положения по бухгалтерскому учету в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов*(2).
В письма Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373 указывалось, что стоимостной оценкой здания, утвержденной учредителем, и основанием для принятия рассматриваемого объекта на баланс в качестве объекта основного средства может выступить стоимость здания, указанная в новом техпаспорте, оформленном до регистрации права хозяйственного ведения на передаваемое здание.
То есть если исходить из логики, представленной в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, то при определении первоначальной стоимости имущества, полученного в хозяйственное ведение сверх вклада в уставный фонд, возможно брать за основу стоимостную оценку, утвержденную учредителем, иначе говоря, применять порядок, аналогичный для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации (смотрите также постановление АС Волго-Вятского округа от 18.07.2017 N Ф01-2016/17 по делу N А29-14015/2015).
Таким образом, при передаче имущества в хозяйственное ведение МУП собственник мог указать в акте приема-передачи стоимость имущества для целей его учета на балансе унитарного предприятия.
В том же случае, если учредитель МУП не устанавливал для целей бухгалтерского учета стоимость имущества, переданного своему предприятию в хозяйственное ведение, в акте приема-передачи (либо ином документе) организация вправе была самостоятельно разработать способ определения первоначальной стоимости и закрепить его в учетной политике.
Учитывая отсутствие до 011.01.2022 в действующих положениях по бухгалтерскому учету прямых норм, регулирующих интересующий вопрос, унитарные предприятия могли самостоятельно принимать решение о формировании первоначальной стоимости полученного объекта исходя из его рыночной стоимости по аналогии с п. 10 ПБУ 6/01 (действия которого распространялось на отношения до 01.01.2022) (смотрите письмо Минфина России от 25.07.2019 N 07-01-09/55510) или по аналогии с нормами абзаца второго, четвертого п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Необходимость привлечения независимого оценщика для определения (расчета) справедливой стоимости объекта основных средств

Для целей ФСБУ 6/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО (IFRS) 13), введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.2016, регистрационный N 40940) (абзац второй п. 14 ФСБУ 5/2019).
В соответствии с п. 9 МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
Согласно п. 10 МСФО (IFRS) 13 п. В2 описывает общий подход к оценке справедливой стоимости. Цель оценки справедливой стоимости заключается в том, чтобы определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Согласно п. 62 МСФО (IFRS) 13 цель использования какого-либо метода оценки заключается в том, чтобы расчетным путем определить цену, по которой обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства была бы осуществлена между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях. Тремя наиболее широко используемыми методами оценки являются рыночный подход, затратный подход и доходный подход. Основные аспекты данных подходов кратко описаны в пунктах В5-B11. Для оценки справедливой стоимости организация должна использовать методы оценки, соответствующие одному или нескольким из данных подходов.
При этом при рыночном подходе используются цены и другая соответствующая информация, основанная на результатах рыночных сделок, связанных с идентичными или сопоставимыми (то есть аналогичными) активами, обязательствами или группой активов и обязательств, такой как бизнес (п. В5 МСФО (IFRS) 13).
В свою очередь, согласно п. В8 МСФО (IFRS) 13 при затратном подходе отражается сумма, которая потребовалась бы в настоящий момент времени для замены эксплуатационной мощности актива (часто называемая текущей стоимостью замещения).
На основании п. В10 МСФО (IFRS) 13 доходный подход предполагает преобразование будущих сумм (например, денежных потоков или доходов и расходов) в одну текущую (то есть дисконтированную) величину. Когда используется доходный подход, оценка справедливой стоимости отражает текущие ожидания рынка в отношении указанных будущих сумм.
В соответствии с п. 61 МСФО (IFRS) 13 организация должна использовать такие методы оценки, которые уместны в данных обстоятельствах и для которых доступны данные, достаточные для оценки справедливой стоимости, и при этом позволяют максимально использовать релевантные наблюдаемые исходные данные и свести к минимуму использование ненаблюдаемых исходных данных.
Отметим, что для определения справедливой стоимости также может быть использована рыночная стоимость, определенная оценщиком (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При этом МСФО (IFRS) 13 не содержит требований об обязательном привлечении независимого оценщика для определения (расчета) справедливой стоимости объектов оценки (смотрите также письмо Банка России от 07.11.2018 N 41-1-8/953).
Таким образом, привлечение независимых оценщиков для определения величины справедливой стоимости не является обязательным. Организация вправе определить справедливую стоимость самостоятельно*(3).
На наш взгляд, справедливую стоимость ОС, определенную унитарным предприятием, следует согласовать с собственником. Ведь, как указано выше, операция по принятию к учету полученного в хозяйственное ведение имущества непосредственным образом затрагивает статьи капитала.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Принимается ли к учету объект, переданный МУП сверх уставного фонда, если по данным передающей стороны у этого имущества нулевая остаточная стоимость? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
- Вопрос: Определение первоначальной стоимости ОС, полученного от собственника в хозяйственное ведение сверх суммы уставного капитала (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.);
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, полученных унитарными предприятиями от собственников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

17 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пп. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
*(2) В части, касающейся рассматриваемого вопроса, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности указывал, что при поступлении следует определять разницу между продажной и номинальной стоимостью актива с отражением по кредиту счета 83 "Добавочный капитал" (смотрите Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, которая утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). А при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, полученного им сверх размера уставного фонда, следует списывать его остаточную стоимость при выбытии с переносом с добавочного капитала на счет учета нераспределенной прибыли (84).
*(3) Вместе с тем первоначальная стоимость объектов основных средств, сформированная в бухгалтерском учете, может оказывать влияние на налоговые обязательства предприятия по налогу на имущество организаций. В свою очередь, на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.