Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация производит реконструкцию административного здания. В процессе реконструкции было создано восемь апартаментов, предусмотренных проектом. В настоящее время начинается поиск покупателей апартаментов. По договору купли-продажи, который использует продавец, в отличие от договора долевого участия в строительстве (ДДУ), у покупателя не возникает никаких прав на объект в момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому с этой точки зрения застройщик никак не ограничен в том, что он делает в помещении, являющимся предметом договора купли-продажи будущей недвижимости, до момента передачи такого помещения покупателю. Было принято решение оформить в одном из апартаментов шоу-рум для того, чтобы потенциальные покупатели смогли увидеть, как будут выглядеть апартаменты с отделкой и мебелью. Какими документами оформить решение о создании шоу-рума? Как учитывать расходы на отделку шоу-рума в бухгалтерском и налоговом учете, если по договору купли-продажи недвижимости продавец продает помещения без отделки? Как учитывать расходы на мебель, светильники, камин и т.п. (отделимые и неотделимые улучшения), приобретаемые для оформления шоу-рума в бухгалтерском и налоговом учете? По стандартному договору купли-продажи недвижимости продавец продает покупателю апартаменты без отделки. Если продаются апартаменты, в которых был организован шоу-рум, и покупателя не устраивает отделка, которая была сделана с этой целью, то как учитывать расходы на демонтаж и приведение данных апартаментов в первоначальное состояние (без отделки)? Как учитывать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Какие налоговые последствия возникают, если покупатель даст согласие на приобретение объекта с улучшениями без дополнительной оплаты?

Организация производит реконструкцию административного здания. В процессе реконструкции было создано восемь апартаментов, предусмотренных проектом. В настоящее время начинается поиск покупателей апартаментов. По договору купли-продажи, который использует продавец, в отличие от договора долевого участия в строительстве (ДДУ), у покупателя не возникает никаких прав на объект в момент получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поэтому с этой точки зрения застройщик никак не ограничен в том, что он делает в помещении, являющимся предметом договора купли-продажи будущей недвижимости, до момента передачи такого помещения покупателю. Было принято решение оформить в одном из апартаментов шоу-рум для того, чтобы потенциальные покупатели смогли увидеть, как будут выглядеть апартаменты с отделкой и мебелью. Какими документами оформить решение о создании шоу-рума? Как учитывать расходы на отделку шоу-рума в бухгалтерском и налоговом учете, если по договору купли-продажи недвижимости продавец продает помещения без отделки? Как учитывать расходы на мебель, светильники, камин и т.п. (отделимые и неотделимые улучшения), приобретаемые для оформления шоу-рума в бухгалтерском и налоговом учете? По стандартному договору купли-продажи недвижимости продавец продает покупателю апартаменты без отделки. Если продаются апартаменты, в которых был организован шоу-рум, и покупателя не устраивает отделка, которая была сделана с этой целью, то как учитывать расходы на демонтаж и приведение данных апартаментов в первоначальное состояние (без отделки)? Как учитывать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Какие налоговые последствия возникают, если покупатель даст согласие на приобретение объекта с улучшениями без дополнительной оплаты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, связанные с созданием демонстрационной площадки (т.н. шоу-рум) в объекте недвижимости, предназначенном для реализации, не должны увеличивать себестоимость апартаментов, поскольку условиями договора купли-продажи будущей недвижимости цена объекта не учитывает отделку. Поэтому расходы на их отделку, а также на оснащение оборудованием, мебелью, предметами интерьера (картины, камин, светильники) и т.п. не являются прямыми расходами в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ, поскольку они не связаны с производством товара - апартаментами (не являются необходимым компонентом при производстве товара).
При этом такие затраты отвечают общим условиям признания расходов, установленным пунктом 1 ст. 252 НК РФ, - являются экономически обоснованными и направленными на получение прибыли и связаны со спецификой деятельности организации. И могут быть учтены как расходы на рекламу (оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов) при условии документального подтверждения цели расходов - привлечение потенциальных покупателей и демонстрация товара (апартаментов) (примерный перечень документов описан далее).
Расходы на демонтаж и списание (утилизацию) запасов (предметов интерьера, декора, оборудования), по нашему мнению, также могут учитываться в составе рекламных (ненормируемых) или прочих расходов.
При этом в случае использования шоу-рума в течение периода, превышающего 12 месяцев, есть риск признания используемых под организацию демонстрационной площадки апартаментов в качестве амортизируемого имущества с включением рассматриваемых расходов в его первоначальную стоимость.
Для целей бухгалтерского учета, по нашему мнению, расходы на создание шоу-рума формируют отдельный актив (например, учитываемый на счете 10 Демонстрационная площадка с отнесением стоимости на рекламные расходы при начале его эксплуатации или на отдельном субсчете счета 01 в случае использования объекта более 12 месяцев). Т.е. не увеличивают стоимость апартаментов, предназначенных для реализации без отделки, используемых для организации шоу-рума.
При реализации апартаментов с отделкой, не включенной в цену товара, возникает объект налогообложения НДС как при безвозмездной передаче товара. Кроме того, возникает риск признания получения дохода в натуральной форме у покупателя, организация при этом как налоговый агент должна будет сообщить в налоговый орган и налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ.
Отметим, что каких-либо разъяснений или примеров судебной практики по рассматриваемому вопросу или аналогичным не обнаружено. Для устранения сомнений (поскольку высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением) рекомендуем организации обратиться с официальным запросом в Минфин России в целях подтверждения (или опровержения) возможности учета расходов на оборудование шоу-рума в качестве расходов на рекламу в данном случае (подп. 2 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Обоснование позиции:
Порядок создания и демонтажа демонстрационных залов, комнат образцов (т.н. шоу-румов) в объектах недвижимости, предназначенных для реализации, не установлен. В связи с чем применяются общие нормы налогового законодательства и бухгалтерского учета.

Налоговый учет

По смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика (определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.06.2007 N 366-О-П, а также в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
По нашему мнению, расходы, связанные с созданием выставочной площадки в помещении (отделка, оборудование, мебель, предметы интерьера (картины, камин, светильники) и т.п.), отвечают общим условиям признания расходов, установленным пунктом 1 ст. 252 НК РФ, - являются экономически обоснованными и направленными на получение прибыли и связаны со спецификой деятельности организации*(1).
Указанные затраты могут быть учтены в налоговой базе по налогу на прибыль в зависимости от их квалификации в качестве рекламных (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ) или иных обоснованных расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Исходя из подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ такие расходы (на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов), в т.ч. расходы, связанные с уценкой, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании, признаются расходами на рекламу и подлежат учету в составе расходов в сумме произведенных расходов.
Затраты на перечисленные виды рекламы не нормируются для целей налогообложения.
При этом конкретного перечня расходов на оформление комнат образцов, демонстрационных залов Налоговым кодексом не установлено. Отсутствует и определение, что включается в понятие оформление комнат образцов и демонстрационных залов.
Исходя из определения реклама, объект рекламирования, содержащихся в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:
- целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя любым способом и в любой форме, с использованием любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация;
- реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;
- направленность рекламы на неопределенный круг лиц.
В связи с этим налогоплательщик вправе самостоятельно определять перечень затрат, относимых к расходам, указанным в п. 4 ст. 264 НК РФ.
По нашему мнению, расходы (в т.ч. на оплату труда, материальные расходы), непосредственно связанные с созданием шоу-рума, учитываются как ненормируемые рекламные расходы (либо как прочие расходы на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы на мебель, оборудование, предметы декора и интерьера (далее - имущество) могут быть учтены в составе материальных расходов единовременно либо постепенно (к примеру, в течение срока использования шоу-рума) на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
При этом в случае, если в целом шоу-рум будет использоваться более 12 месяцев, то часть имущества, использованного при его организации, стоимостью более 100 000 руб. может быть признана амортизируемым имуществом, стоимость которого признается в составе расходов на рекламу не единовременно, а через амортизационные отчисления*(2).
Отметим, что в НК РФ признаются в качестве отдельной категории амортизируемого имущества неотделимые улучшения только арендованного имущества и предоставленных по договору безвозмездного пользования объектов основных средств, произведенных с согласия арендодателя, ссудодателя (четвертый абзац п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому в рассматриваемом случае нет оснований для учета затрат на отделку апартаментов, предназначенных для продажи, в качестве амортизируемого имущества в виде неотделимых улучшений.
Кроме того, по нашему мнению, расходы на отделку апартаментов в целях использования их в качестве шоу-рума не являются прямыми расходами в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ, поскольку они не связаны с производством товара (не являются необходимым компонентом при производстве товара) - апартаментами. В налоговом учете организация самостоятельно решает вопрос об отнесении расходов к прямым или косвенным, установив перечень в учетной политике, учитывая п. 1 ст. 318 НК РФ.
Демонтаж, по нашему мнению, включается в понятие оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Демонтаж может быть связан как с прекращением демонстрации, выставки, использования комнаты образцом, так и с необходимостью изменения концепции.
Например, в ответе на Вопрос: Можно ли при УСН учесть расходы на изготовление и демонтаж макета товара, представленного на выставке в качестве рекламы продукта, реализуемого фирмой? После выставки макет выбрасывается, так как использовать его в дальнейшем нельзя ("В курсе правового дела", N 4, февраль 2009 г.) представитель налогового органа не разделял монтаж и демонтаж выставочного макета для целей применения п. 4 ст. 264 НК РФ. Косвенно об возможности учета демонтажа объектов, указанных в п. 4 ст. 264 НК РФ, в составе расходов на рекламу также свидетельствует и постановление Шестнадцатого ААС от 31.08.2015 N 16АП-2876/15, в котором суд упомянул, что с учетом того, что выставочный стенд использован заявителем в целях участия в выставке и после ее проведения демонтирован и утилизирован в связи с невозможностью его дальнейшего использования по назначению, что расходы правомерно отнесены к ненормируемым расходам на рекламу, подпадающим под действие пункта 4 статьи 264 НК РФ, и подлежат учету при исчислении налога на прибыль в полном объеме.

Документальное подтверждение

Налоговое законодательство не устанавливает требования к документам, которыми может быть подтверждена экономическая оправданность затрат, не определен ни перечень таких документов, ни их форма. В связи с чем налогоплательщиками в целях подтверждения экономической оправданности затрат могут использоваться любые имеющиеся у них внутренние организационно-распорядительные документы, обосновывающие цель осуществления указанных расходов (постановление ФАС Московского округа от 30.07.2010 N КА-А40/7942-10, смотрите также постановление ФАС Московского округа от 31.12.2008 N КА-А40/12154-08).
Документальным подтверждением направленности затрат на рекламу товаров организации (апартаментов) могут являться любые документы, например:
- распоряжение о создании демонстрационной площадки на базе одного из апартаментов в целях привлечения покупателей путем демонстрации примера оформления товара организации;
- концепция шоу-рума (например, студия или помещение для семьи с детьми) с обоснованием наличия тех или иных видов отделки, предметов декора, интерьера, оборудования;
- смета;
- и документы, подтверждающие затраты на организацию шоу-рума в соответствии с концепцией и сметой.
При демонтаже в связи с прекращением использования шоу-рума оформляется распоряжение о прекращении демонстрации товара с указанием на необходимость демонтажа отделки и инвентаризации имущества (оборудование, предметы интерьера, декора и т.п.), в т.ч. в целях определения их состояния и целесообразности реализации (утилизации). Также оформляется смета расходов на демонтаж. Результаты инвентаризации имущества оформляются в обычном порядке (в т.ч. составляется решение комиссии о необходимости уценки имущества и возможности его реализации или передачи на утилизацию в связи с нецелесообразностью реализации).

Риск признания амортизируемым имуществом при использовании демонстрационной площадки более 12 месяцев

Не исключаем риск признания объекта (апартаментов), использованных под шоу-рум в течение срока, превышающего 12 месяцев, в качестве основного средства (амортизируемого имущества) в виде комнаты образцов с включением расходов на отделку в его первоначальную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. И с отражением возможного убытка от реализации такого имущества не единовременно в периоде продажи, а равными долями в течение оставшегося срока полезного использования апартаментов (подп. 1 п. 1 ст. 268 и п. 3 ст. 268 НК РФ).
Так, амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое (п. 1 ст. 256 НК РФ):
- находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не было предусмотрено главой 25 НК РФ)
- и используется им для извлечения дохода. Налоговый орган может расценить использование апартаментов для рекламирования товаров организации как извлечение дохода (исходя из п. 1 ст. 257 НК РФ основным средством признается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей).
Анализ судебной практики показывает, что налоговые органы при наличии доказательств извлечения дохода из имущества квалифицировали его как амортизируемое. И суды с ними соглашались, или же наоборот - указывали на отсутствие доказательств использования имущества для извлечения дохода до его продажи. При этом практики, связанной с временным использованием имущества, предназначенного для продажи, в производственных целях (в качестве офиса продаж, например), не обнаружено. Смотрите, например, анализ немногочисленной практики по вопросу передачи имущества в аренду в ответе на Вопрос: Риски при реализации недвижимости, учитываемой на счете 43 "Готовая продукция", но частично сдаваемой в аренду до момента реализации. Можно ли признать единовременно убыток от такой сделки в периоде совершения сделки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).
При этом факт государственной регистрации, разрешение на ввод в эксплуатацию не влияют на признание имущества амортизируемым для целей НК РФ. Например, начало начисления амортизации в целях налогообложения в силу положений ст. 259 НК РФ не связано с соблюдением специальных норм законодательства, в частности, с получением разрешений на ввод в эксплуатацию. Пункт 2 ст. 259 НК РФ регулирует порядок амортизационных отчислений без отсылки к отраслевому законодательству. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации

Передача апартаментов с отделкой безвозмездно

При передаче апартаментов с отделкой, не предусмотренной договором купли-продажи, возникает риск признания получения покупателем дохода в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Что влечет необходимость исчисления организацией как налоговым агентом НДФЛ со стоимости отделки. Смотрите также Энциклопедию решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика.
Например, в письме от 29.12.2016 N 03-04-05/79439 для ситуации передачи арендатором помещения с неотделимыми улучшениями без компенсации их стоимости Минфин России указал, что стоимость произведенных организацией-арендатором неотделимых улучшений является доходом, полученным физическим лицом - арендодателем в натуральной форме. Соответственно, такой доход подлежит обложению НДФЛ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Таким образом, в данном случае у организации-продавца при передаче апартаментов с отделкой покупателю будет иметь место безвозмездная передача результатов выполненных работ, в связи с чем возникнет объект НДС согласно п. 1 ст. 146 НК РФ (смотрите, например, информацию ФНС России от 18.12.2017, письма Минфина России от 10.07.2019 N 03-07-11/51062, от 27.07.2016 N 03-07-11/43792, от 17.12.2015 N 03-07-11/74085, от 25.02.2013 N 03-07-05/5259, от 24.01.2013 N 03-07-05/01, письмо ФНС России от 19.04.2010 N ШС-37-3/11 и др.).
При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, при определении налоговой базы не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ). В том числе НДС, уплаченный за счет собственных средств передающей стороны (письма Минфина России от 08.07.2019 N 03-03-06/3/50014, от 12.11.2018 N 03-07-11/81021, от 17.08.2017 N 03-03-06/1/52899, от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725, от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета апартаменты не являются основными средствами, т.к. предназначены для продажи (т.е. не выполняются все условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01 "Основные средства" (и не относятся к капитальным вложениям согласно ФСБУ 26/2020, который в обязательном порядке подлежит применению к отчетности за 2022 год)).
Апартаменты учитываются в составе запасов (в т.ч. на время реконструкции, которая для целей бухгалтерского учета квалифицируется как производство имущества для реализации) (п. 3 ФСБУ 5/2019 Запасы).
Затраты на отделку одного из объектов, не направленные на доведение апартаментов до состояния, необходимого для их реализации (учитывая договоры купли-продажи, в которых отсутствуют условия об отделке как качестве будущей недвижимости), но связанные с исполнением решения руководства о создании шоу-рума, по нашему мнению, не включаются в первоначальную стоимость товара (фактическую себестоимость готовой продукции) - апартаментов, поскольку не являются необходимыми для их создания (и реализации) (подп. г) п. 18, подп. "е" п. 11 ФСБУ 5/2019).
В связи с чем затраты на отделку, на приобретение имущества (предметы интерьера, оборудование и т.п.) учитываются в расходах единовременно в периоде их осуществления или списания (в части материалов) на дату их передачи для оборудования шоу-рума.
В бухгалтерском учете рассматриваемые расходы, связанные с рекламой продукции организации, будут являться расходами по обычным видам деятельности (раздел II ПБУ 10/99).
Отметим, что порядок рассматриваемых расходов (на создание шоу-рума, временной площадки как единого объекта, предназначенного для демонстрации примера оформления квартиры, апартаментов, иного аналогичного объекта) не установлен законодательством о бухгалтерском учете. Особенностью рассматриваемой ситуации является то, что осуществляются затраты на отделку объекта, предназначенного для продажи без отделки после окончания использования шоу-рума.
Как отмечается в п. 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение", профессиональное суждение в области бухгалтерского учета может приниматься в т.ч. при выработке способа бухгалтерского учета при его отсутствии в стандартах.
При этом выбранный порядок учета затрат на создание шоу-рума должен основываться на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни и исходить из приоритета этого содержания над юридической формой указанных фактов (п. 6 Рекомендации Р-96/2018-КпР). Что соответствует требованию приоритета содержания перед формой, установленному абзацем пятым п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), которым установлена необходимость отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
В связи с чем организация вправе самостоятельно установить правила учета расходов на организацию шоу-рума, закрепив их в учетной политике. При этом при разработке правил учета таких расходов необходимо исходить из общих принципов, предусмотренных ПБУ 1/2008 и ПБУ 10/99 "Расходы организации":
- учетная политика должна учитывать условия хозяйствования организации (приоритет содержания над формой);
- расходы должны отражаться с учетом их связи с поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- затраты признаются как расход отчетного периода, лишь когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации.
Здесь хотим обратить внимание, что к активам относят любую собственность вне зависимости от формы (материальная или нематериальная), а также контролируемые организацией ресурсы и расходы, имеющие денежную оценку, от которых в будущем ожидается экономическая выгода (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Активы для целей бухгалтерского учета)*(3).
Иными словами, активами признаются любые затраты, которые должны принести организации экономические выгоды в будущем. Затраты признаются как расход отчетного периода, лишь когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации (п. 8.6.3 Концепции).
В данном случае в процессе осуществления расходов на организацию шоу-рума они должны накапливаться на счете учета оборотных активов (на счете 10), а в момент начала использования в запланированных целях - списываются в дебет счета 44 субсчет "Расходы на рекламу". Расходы на демонтаж также относятся к расходам на рекламу и списываются в дебет счета 44.
В случае планирования использования шоу-рума в течение более чем 12 месяцев (операционного периода организации), затраты, связанные с отделкой и оборудованием апартаментов в целях использования в качестве шоу-рума, признаются необоротным активом, стоимость которого учитывается в расходах путем амортизации в течение срока полезного использования. Но этот актив не связан с апартаментами, которые предназначены для продажи (оценка расходов на создание актива, предназначенного для использования самой организацией в качестве шоу-рума, осуществляется на дату осуществления расходов, а не на дату фактической продажи апартаментов покупателю).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

17 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Минфин России в письме от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88 также отметил, что любые расходы вне зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях НК РФ, при условии соответствия их указанным в статье 252 НК РФ критериям могут учитываться в целях налогообложения прибыли (за исключением прямых изъятий, предусмотренных статьей 270 НК РФ).
Расходы, не принимаемые для целей налогообложения, указаны в ст. 270 НК РФ, в п. 49 которой отдельно указано, что к таковым относятся любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Примеров судебной практики именно по организации шоу-румов на территории организации, а не при проведении выставок, не обнаружено.
Однако из анализа арбитражной практики по аналогичным затратам (декорирование помещений) следует, что судьи в случае, когда организация может доказать производственную направленность своих расходов, признают имущество непроизводственного назначения (например, сауны, имущество спортзала, стоянки для автомобилей, кофемашины, ковры, подставки для цветов, телевизор и т.д.) в составе амортизируемого и, более того, признают правомерность начисления амортизации по таким объектам в составе расходов (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 N А56-14177/2007, ФАС Московского округа от 05.11.2008 N КА-А40/10237-08).
Так, например, праздничное оформление магазина суд признал как вызванное необходимостью принятия мер для привлечения покупателей, следовательно, данные затраты направлены на получение дохода (постановление Девятого ААС от 14.08.2009 N А40-25182/08-129-71).
В случае недоказанности производственной направленности осуществленных расходов судьи принимают точку зрения налоговых органов (постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/1258-08).
Иными словами, судебная практика придерживается мнения, что, если спорные расходы не направлены на получение дохода, экономически неэффективны и не относятся к рекламной деятельности налогоплательщика, следовательно, такие расходы не обоснованы (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 N А29-1822/2005а, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.12.2010 N А70-6645/2009, ФАС Поволжского округа от 01.10.2009 N А55-1113/2009).
*(2) Отметим, что в Классификации имущество, связанное с декорированием помещений, некоторые предметы интерьера не упомянуты.
В соответствии с п. 6 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые прямо не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком исходя из технических условий или рекомендаций (письма Минфина России от 19.12.2019 N 03-03-06/1/99688, от 11.12.2019 N 03-03-06/1/96729; постановления АС Московского округа от 30.05.2017 N Ф05-6729/17 по делу N А40-139293/2016, от 27.03.2017 N Ф05-2861/17 по делу N А40-31786/2016, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011).
*(3) Аналогичное определение и критерии признания актива содержатся в п. 4.3 Концептуальных основ представления финансовых отчетов (приняты советом по МСФО): активом является экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий. Экономический ресурс - это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод (смотрите пункты 4.14-4.18 Концептуальных основ МСФО).
Экономический ресурс может создавать экономические выгоды для организации за счет предоставления ей права или обеспечения возможности совершать, например, одно или несколько из следующих действий:
(a) получать предусмотренные договором денежные потоки или другой экономический ресурс;
(b) обмениваться экономическими ресурсами с другой стороной на выгодных условиях;
(c) обеспечивать поступление денежных средств или избегать выбытия денежных средств;
(d) получать денежные средства или прочие экономические ресурсы в результате продажи данного экономического ресурса; либо
(e) погашать обязательства путем передачи данного экономического ресурса.