Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ООО относится к малым предприятиям, состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной вид деятельности - производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки. В 2020 года ООО совмещало два режима налогообложения - ОСНО и ЕНВД. По итогам 2019 года валюта баланса - более 60 млн. руб., выручка - менее 400 млн. руб. На сегодняшний день аудиторы не начинали проверку за 2020 год. Аудиторское заключение за 2019 год передано в ИФНС. Необходимо ли проведение аудита отчетности за 2020 год? Где еще необходимо опубликовать аудиторское заключение за 2019 год?

ООО относится к малым предприятиям, состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной вид деятельности - производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки. В 2020 года ООО совмещало два режима налогообложения - ОСНО и ЕНВД. По итогам 2019 года валюта баланса - более 60 млн. руб., выручка - менее 400 млн. руб. На сегодняшний день аудиторы не начинали проверку за 2020 год. Аудиторское заключение за 2019 год передано в ИФНС.
Необходимо ли проведение аудита отчетности за 2020 год? Где еще необходимо опубликовать аудиторское заключение за 2019 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исходя из вопроса, считаем, что указанное в вопросе ООО имеет право на освобождение от проведения обязательного аудита в отношении бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Сведения о результатах обязательного аудита за 2019 год подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Обоснование вывода:
В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности (далее - обязательный аудит) необходим, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), в которую Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ с 1 января 2021 года внесены заметные изменения; подробнее смотрите в материале: Три важных нюанса для малых предприятий при Годовом отчете - 2020 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, январь 2021 г.)
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ если организация не является фондом, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг и не размещала своих ценных бумаг на организованных торгах, она обязана проводить обязательный аудит только при превышении определенных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ величин показателей финансовой деятельности.
Информация о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикуется Минфином России. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год приведен в Информации Минфина России от 19.01.2021.
Обращаем внимание, что решение о проведении обязательного аудита при превышении финансовых показателей в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3).
Соответственно, организация обязана проводить обязательный аудит за 2020 год только при превышении одного из следующих показателей, определенных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ:
- если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за 2019 год более 800 млн. руб.;
или
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2019 года более 400 млн. руб.
Исходя из приведенных в вопросе данных, в рассматриваемом случае организация более не входит в число лиц, обязанных проводить обязательный аудит.
Одновременно ст. 2 Закона N 476-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить обязательный аудит за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором начато исполнение договора на проведение обязательного аудита до 1 января 2021 года. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции применяются при принятии решения о проведении обязательного аудита за 2021 год.
В этой связи заметим, что по определению, данному в ч. 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Закона N 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. Причем из пп. 2, 3 ч. 1 ст. 13, пп. 1, 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 307-ФЗ, а также пп. А1, А7-А9 Международного стандарта аудита 500 "Аудиторские доказательства", применяемого на территории РФ в силу п. 10 Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576), следует, что проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица осуществляется аудитором, аудиторской организацией в первую очередь путем изучения непосредственно бухгалтерской отчетности и одновременно первичных документов, а также информации и разъяснений, полученных непосредственно от аудируемого лица; независимые от него источники используются для устранения возникающих у аудитора сомнений в достоверности сведений, предоставленных аудируемым лицом.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что началом исполнения договора на проведение обязательного аудита аудиторской организацией (аудитором) можно считать только момент передачи ей (ему) необходимых для этого документов (бухгалтерской отчетности и первичных документов) аудируемым лицом (постановление Седьмого ААС от 23.11.2020 N 07АП-10017/20, постановление Тринадцатого ААС от 05.05.2017 N 13АП-5283/17, постановление Семнадцатого ААС от 04.02.2013 N 17АП-14374/12). Соответственно, заявление исполнителя, что он "начал проверку исходя из сведений, размещенных в открытых источниках", считаем необоснованным.
Таким образом, организация вправе не проводить аудит за 2020 год.

Представление аудиторского заключения за 2019 год

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган (в целях формирования государственного информационного ресурса) в виде электронного документа в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за датой подписания (чч. 1-3, 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит опубликованию, аудиторское заключение также должно быть опубликовано вместе с такой отчетностью (п. 10 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Подписание, утверждение и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс) заказчиком аудита не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности; абзац второй п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс); подробнее смотрите в материале: Вопрос: Должно ли ООО, которое подлежит обязательному аудиту, разместить сведения о результатах обязательного аудита на сайте Федресурс? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)).
Несвоевременное представление сведений, а также непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Реестр в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по чч. 6-7 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс);
- Вопрос: Обязательный аудит отчетности за 2020 год для субъекта МСП (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Какой орган уполномочен привлекать юридическое лицо либо его должностное лицо к административной ответственности за нарушение, предусмотренное чч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.