Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Сотрудник приобрел необходимые инструменты на предприятие за свой счет, предварительно не написав заявление на выдачу денег в подотчет. Принес чек в бухгалтерию. В общем случае деньги перечисляются подотчетному лицу на карту, и имущество приобретается подотчетным лицом на основании заявления. В рассматриваемой ситуации покупка не была запланирована. Как компенсировать ему расходы?

Сотрудник приобрел необходимые инструменты на предприятие за свой счет, предварительно не написав заявление на выдачу денег в подотчет. Принес чек в бухгалтерию. В общем случае деньги перечисляются подотчетному лицу на карту, и имущество приобретается подотчетным лицом на основании заявления. В рассматриваемой ситуации покупка не была запланирована.
Как компенсировать ему расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретение сотрудником организации необходимого для производственной деятельности инструмента за свой счет возможно оформить в порядке, который предусмотрен для случая заключения сделки по приобретению имущества у физического лица.
Факт поступления имущества в собственность организации может быть подтвержден одним из следующих способов:
- договором и актом приема-передачи, актом приемки;
- закупочным актом.
Приобретение имущества у работника отражается в общем порядке, предусмотренном при приобретении материально-производственных запасов по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями.

Обоснование вывода:
В общем случае организация вправе приобретать имущество через подотчетных лиц. Однако, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, сотрудник приобрел имущество, которое может быть использовано в качестве МПЗ, за свой счет. В этом случае поступление данного имущества в собственность организации возможно оформить в порядке, который предусмотрен в случае заключения сделки по приобретению имущества у физического лица на территории РФ.

Приобретение имущества у физического лица

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом организация может продолжать применять унифицированные формы, при необходимости изменив их с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ, закрепив в своей учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Таким образом, организация самостоятельно определяет, какими документами будет оформлять сделку по приобретению имущества от физического лица. При этом при приобретении имущества у населения можно использовать два варианта документооборота.
1. В первом случае оформляются документы, принятые обычаями делового оборота при совершении сделок купли-продажи. При этом составляются:
1) Договор купли-продажи, в котором работник организации будет выступать продавцом, а организация - покупателем*(1).
2) Акт приемки, составленный в свободной форме с отражением обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
2. Во втором случае, на наш взгляд, в данной ситуации можно воспользоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации). Порядок закупки продукции от населения регламентирован разделом VII Методических рекомендаций.
При этом может быть оформлен только закупочный акт, который, с одной стороны, будет подтверждать переход права собственности на передаваемое имущество, с другой - подтверждать заключение договора между организацией и физическим лицом.
Так, согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки, осуществляемые между юридическим лицом и гражданином, должны совершаться в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, ее совершающими (п. 1 ст. 160 ГК РФ). При этом в силу п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления в том числе одного документа, подписанного сторонами.
Из п. 7.3 Методических рекомендаций следует, что при закупке продукции у населения организации должны обеспечить строгое соблюдение порядка оформления закупочных документов с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих продуктов, места его проживания.
Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. За основу можно взять форму N ОП-5, которая была предусмотрена только для организаций общественного питания для случаев закупки сельхозпродукции и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом вместо показателя "Сельскохозяйственные продукты" следует использовать, например, "Наименование имущества".

Отражение приобретения имущества в бухгалтерском учете

Имущество (а также обязательства и иные факты хозяйственной деятельности) для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит оценке в денежном выражении (смотрите п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение)). При этом оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (абзац второй п. 23 Положения).
Порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов регулируется нормами ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01).
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (абзац третий п. 6 ПБУ 5/01).
При этом специальный инструмент и специальные приспособления, равно как и специальное оборудование выделяются как активы в составе МПЗ с особым порядком отнесения их стоимости к затратам на производство продукции (работ, услуг) (смотрите п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества)).
Приобретение имущества у работника в части отражения операций по его оприходованию и дальнейшему списанию стоимости на расходы осуществляется в общем порядке, предусмотренном при приобретении материально-производственных запасов по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Однако использование счета 60 при расчетах с населением является не совсем корректным. Сотрудник организации, на наш взгляд, не может быть признан поставщиком с точки зрения ГК РФ. К тому же продажа товаров физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не осуществляющим предпринимательскую деятельность, юридическому лицу не соответствует понятию поставки, определенному в ст. 506 ГК РФ.
Поэтому расчеты с сотрудником следует отражать на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
На основании вышеизложенного в бухгалтерском учёте организации при поступлении имущества будет произведена следующая запись:
Дебет 10 Кредит 73
- отражена фактическая себестоимость оприходованного инструмента и возникновение задолженности перед работником организации.
На дату производства расчетов с работником будет отражена запись:
Дебет 73 Кредит 70 (50, 51)
- погашена задолженность перед работником за поставку в организацию инструмента.

К сведению:

1. НДФЛ

При приобретении у физических лиц МПЗ организация не признается налоговым агентом. Физические лица, получающие облагаемый НДФЛ доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, и имущественных прав (за исключением случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению), обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в бюджет (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ) (письмо Минфина России от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55). При этом физическое лицо вправе уменьшить сумму своих доходов, облагаемых по ставке 13%, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ) (на основании документов, полученных вместе с товаром).

2. Налог на прибыль организаций

Материально-производственные запасы, приобретенные у работника, учитываются для целей налогообложения в том же порядке, что и купленные по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями. Статьей 252 НК РФ установлены общие условия учета расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а именно: расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, связанной с получением дохода.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;
- Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;
- Энциклопедия решений. Учет при оплате наличными закупки товаров у населения;
- Энциклопедия решений. Учет приобретения товаров за плату;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
- Вопрос: Должен ли ИП применять ККТ при покупке товара у физического лица (ФЛ), не являющегося индивидуальным предпринимателем (ИП)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.);
- Вопрос: Организация выдает наличные деньги из кассы в подотчет на покупку товаров для внутреннего использования в организации (бензин, канцтовары, моющие средства для мытья полов и др.), оформляется расходно-кассовый ордер на выдачу денег. При покупке подотчетным лицом данного товара (без доверенности) необходимо ли пробивать чек с признаком "расход"? Организация покупает товар за наличные денежные средства для перепродажи через подотчетное лицо (по доверенности). Нужно ли применять контрольно-кассовую технику и выдавать чек с признаком "расход"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Расчеты с физическими лицами за товары могут производиться как безналичным путем, так и наличными деньгами (ст. 861 ГК РФ). Цена в договоре с продавцом (физическим лицом) фиксируется в рублях.
Порядок составления договора купли-продажи определен в главе 30 ГК РФ. При составлении договора необходимо указать фамилию, имя, отчество продавца, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН (если имеется). В случае, когда договор предусматривает безналичную оплату, указываются данные банковского счета физического лица, на который будут перечисляться денежные средства.