Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, не облагаемую налогом на прибыль. Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Критерием распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете выбран фонд оплаты труда. Будет ли являться это нарушением при условии, что в налоговом учете базой распределения является выручка от реализации?

Организация оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, не облагаемую налогом на прибыль. Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Критерием распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете выбран фонд оплаты труда.
Будет ли являться это нарушением при условии, что в налоговом учете базой распределения является выручка от реализации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в рассматриваемой ситуации вправе установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета отличный от установленного п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения общехозяйственных расходов.

Обоснование вывода:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 9 указанного положения для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету (п. 10 ПБУ 10/99).
Нами не обнаружено такого рода нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, определяющих конкретный порядок распределения общехозяйственных расходов между видами оказываемых организацией услуг и ее структурными подразделениями. Соответственно, указанный порядок (включая базу для распределения общехозяйственных расходов) должен быть разработан организацией самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", дополнительно смотрите письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).
Налоговый учет представляет собой самостоятельную систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренных главой 25 НК РФ (ст. 313 НК РФ). В отличие от нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета, п. 1 ст. 272 НК РФ прямо устанавливает, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 13.02.2018 N 03-03-06/1/8532).
НК РФ не входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учете (ст. 4 Закона N 402-ФЗ) и не регулирует правила ведения бухгалтерского учета. Соответственно, организации не обязаны (но вправе) применять установленный п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете.
Таким образом, организация в рассматриваемой ситуации вправе установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета отличный от установленного п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения общехозяйственных расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

12 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.