Новости и аналитика Новости Минтранс России напомнил, какие категории водителей должны повышать свою квалификацию

Минтранс России напомнил, какие категории водителей должны повышать свою квалификацию

Минтранс России напомнил, какие категории водителей должны повышать свою квалификацию
val_th / Depositphotos.com

Минтранс России указывает, что в действующем законодательстве отсутствует общее требование о повышении квалификации водителей (письмо Министерства транспорта РФ от 12 марта 2020 г. № Д3-511-ПГ). Такая обязанность установлена только для следующих категорий водителей:

  • осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);
  • перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 "Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства" приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);
  • допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Примечательно, что в ведомстве не упомянули о п. 2 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) обязаны в том числе создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. До декабря 2018 года это требование распространялось вообще на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших эксплуатацию транспортных средств. Причем контролирующими органами и судами данная формулировка нередко толкуется именно как предписывающая работодателям обеспечивать прохождение повышения квалификации водителями (см., например, постановление Одиннадцатого ААС от 20 июля 2016 г. № 11АП-8585/16).

В ведомстве при этом обращают внимание на то, что действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства. Для этих целей, по мнению чиновников, могут использоваться следующие руководящие документы:

  • РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.);
  • РД-26127100-1070-01 "Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций" (утв. первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации 2 октября 2001 г.);
  • РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).

При этом в Минтрансе России указывают на то, что данные документы не были зарегистрированы в Минюсте России, поэтому носят рекомендательный характер и могут быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ. Отметим, однако, что нормативные акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, на основании пункта 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-I и регистрации в Минюсте России не требуют (см., например, решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. № АКПИ15-860).

Документы по теме:

Читайте также:

Грузовые автоперевозки: между рейсами водители должны соблюдать режим изоляции

Грузовые автоперевозки: между рейсами водители должны соблюдать режим изоляции

Так, например, если перерыв между рейсами незначителен, то для изоляции можно использовать кабину автотранспортного средства, оборудованную спальным местом.

Роспотребнадзор дал рекомендации по организации работы вахтовиков

Роспотребнадзор дал рекомендации по организации работы вахтовиков

Напомним, для вахтовиков введены временные правила работы с 29 апреля.

Для вахтовиков на непрерывных производствах могут установить новые правила работы

Для вахтовиков на непрерывных производствах могут установить новые правила работы

Соответствующий проект постановления Правительства России подготовлен Минтрудом России.

Суд признал законной компенсацию расходов на переезд из районов Крайнего Севера только работникам со стажем

Суд признал законной компенсацию расходов на переезд из районов Крайнего Севера только работникам со стажем

Ограничивающие круг получателей такой компенсации условия могут быть предусмотрены локальными нормативными актами работодателя.