Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Особенности порядка проведения закупки по Закону N 44-ФЗ лабораторного оборудования

Особенности порядка проведения закупки по Закону N 44-ФЗ лабораторного оборудования

Заказчик планирует по Закону N 44-ФЗ закупку лабораторного оборудования для лаборатории управления дорожного проектирования. Заказчик не является медицинской организацией. При этом часть оборудования подпадает под ОКПД 2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки". Предполагается закупка следующего оборудования: дистиллятор и баня водяная лабораторная. Код ОКПД 2 указан в постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014. По постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" данный код ОКПД 2 попадает в номенклатурную классификацию приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий". Также данный код ОКПД 2 попадает в распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, и участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов". Также код попадает в постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Необходимо ли заказчику соблюдать требования данных нормативных актов при осуществлении закупки для лаборатории немедицинской организации?

В соответствии с требованиями ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами, принятыми указанными в данных частях органами, могут устанавливаться: запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, а также условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет в соответствии с ч. 3 данной статьи (далее также - запреты, ограничения, минимальная доля, условия допуска).

Указанный в вопросе код ОКПД 2 32.50.50.190 (в том числе подкласс 32.5) упоминается, в частности, в утвержденных в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (п. 142, п. 147) (далее - Перечень N 616) (приложение к постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616; далее - Постановление N 616), перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 98, п. 129, п. 155, п. 156) (далее - Перечень N 878) (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878; далее - Постановление N 878), перечне медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 102) (п. 1.1, п. 1.2, п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3, п. 3.1, п. 3.2, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3) (утвержден постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102; далее - Постановление N 102), п. 97, п. 98 приложения к постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Перечень N 2014, Постановление N 2014), приложениях N 1 (п. 261) и N 2 (п. 63) к приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н (далее - Приказ N 126н).

Из содержания перечисленных выше нормативных правовых актов не следует, что они применяются с учетом сферы деятельности заказчика. Таким образом, при осуществлении закупки указанных в вопросе товаров заказчик должен решить вопрос о необходимости соблюдения установленных указанными нормативными правовыми актами запретов, ограничений, минимальной доли, условий допуска, исходя из содержания указанных правовых актов, без учета специфики своей сферы деятельности. При этом упомянутые нормативные правовые акты, помимо кодов ОКПД 2, кодов видов медицинских изделий (применительно к отдельным видам товаров), содержат наименования продукции, при закупках которой устанавливается запреты, ограничения, условия допуска. В связи с этим полагаем, что при установлении наличия указания на продукцию в соответствующем перечне следует руководствоваться как указанными кодами, так и наименованием продукции (даже если соответствующее указание непосредственно в нормативном акте не содержится). Аналогичного подхода придерживаются и специалисты Минфина России (смотрите письмо Минфина России от 26 ноября 2021 г. N 24-06-08/95806). Однако мы не обнаружили в Перечне N 616, Перечне N 878, Перечне N 102, Перечне N 2014 позиций, относящихся к такому наименованию продукции, как "система дистилляционной очистки воды (дистиллятор)" и "баня водяная лабораторная". Соответственно, на наш взгляд, при осуществлении указанной в вопросе закупки положения постановлений N 616, N 878, N 102, N 2014 не применяются.

В то же время, как нам представляется, указанные в вопросе медицинские изделия формально могут быть отнесены к продукции, указанной в приложениях N 1 (п. 261) и N 2 (п. 63) к Приказу N 126н. Поэтому полагаем, что заказчику необходимо*(1) при проведении данной закупки применять положения Приказа N 126н (смотрите решение УФАС по Оренбургской области от 11 сентября 2023 г. N 056/06/106-935/2023, решение УФАС по Саратовской области от 9 апреля 2020 г. N 064/06/69-522/2020).

Также отметим, что подгруппа 32.50.50 упомянута в перечне товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ (п. 96) (утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. N 3500-р). Соответственно, при осуществлении закупки указанных в вопросе товаров заказчик должен предоставить преимущества организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ (смотрите по данному вопросу также материал: Энциклопедия решений. Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы).

Добавим, что подкласс ОКПД 2 32.5 включен в перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1292). Вместе с тем указанный перечень учитывается при осуществлении предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки у единственного контрагента в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (смотрите письмо Минфина России от 14 мая 2020 г. N 24-05-07/39057). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий 

Ответ прошел контроль качества 

18 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Подробно порядок применения Приказа N 126н рассмотрен в материалах:

  • Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ;
  • Вопрос: Определение необходимости применения условий допуска товаров к госзакупкам (приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).