Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Подтверждение участником своей добросовестности в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ

Подтверждение участником своей добросовестности в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ

На участие в запросе котировок, проводимом по Закону N 44-ФЗ, была подана только одна заявка. Закупка проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Обеспечение исполнения контракта установлено. Победитель предоставил информацию тремя контрактами из реестра контрактов. Однако один из указанных контрактов находится на исполнении.
Признавать ли победителя уклонившимся? В случае признания участника уклонившимся, имеет ли организация право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 указанной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из предусмотренных ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ действий, в том числе подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом).

Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 данного закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 указанного закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

При этом в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ) и ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Также в силу ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Буквально в ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ говорится о предоставлении участником закупки информации, подтверждающей исполнение им трех контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Соответственно, буквальное толкование положений ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что речь в данной норме идет об исполнении предусмотренных соответствующим контрактом обязательств именно участником закупки, но не заказчиком. При этом статус "Исполнение завершено" присваивается в реестре контрактов только после исполнения обязательств обеими сторонами контракта, в том числе после полной оплаты заказчиком результатов исполнения контракта, поэтому само по себе наличие в реестре контрактов статуса "Исполнение" однозначно не свидетельствует о том, что контракт не исполнен контрагентом. Следовательно, информация, отраженная в реестре контрактов, не может являться безусловным основанием для вывода об исполнении либо неисполнении победителем своих обязательств по контракту, сведения о котором включены в соответствующий реестр, без анализа содержания документов, оформленных при исполнении контракта (смотрите решение УФАС по Москве от 10 ноября 2020 г. N 077/06/57-19062/2020).

Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю может быть сформулирован подход, согласно которому у заказчика отсутствуют основания для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, при условии наличия документального подтверждения полного исполнения участником обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом.

Вместе с тем в правоприменительной практике в большей степени распространен формальный подход, в соответствии с которым надлежащим исполнением требований, установленных ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в целях освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта, считается предоставление информации из реестра контрактов о контрактах со статусом "исполнение завершено" или "исполнение прекращено", исполненных в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке без применения к участнику неустоек (смотрите, например, решение АС Красноярского края от 14 декабря 2022 г. по делу N А33-19201/2022, решение УФАС по Челябинской области от 7 июля 2023 г. N 074/06/104-1510/2023, решение УФАС по Иркутской области от 21 августа 2023 г., решение УФАС по Красноярскому краю от 21 июля 2023 г. N 024/10/104-2026/2023, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 15 марта 2023 г. N 44-790/23, решение УФАС по Кировской области от 16 августа 2022 г. N 043/06/104-690/2022, решение УФАС по Хабаровскому краю от 9 июля 2020 г. N 7-1/292, решение УФАС по Челябинской области от 31 октября 2022 г. N 074/06/104-2952/2022).

Также отметим, что в силу ч. 7 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ запрос котировок признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. В этом случае если закупочная комиссия признала единственную заявку соответствующей требованиям извещения, заказчик обязан заключить контракт с подавшим ее участником как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 7 ст. 50, ч. 6 ст. 52 Закона N 44-ФЗ). В то же время указанная закупка является уже новой закупкой по отношению к несостоявшемуся запросу котировок и отдельно отражается в плане-графике (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ). Однако в Законе N 44-ФЗ не содержится правил для случая, когда единственный участник запроса котировок признается заказчиком уклонившимся от подписания контракта в ходе осуществления закупки в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае основания для осуществления новой закупки в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отсутствуют. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий 

Ответ прошел контроль качества 

12 января 2024 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.