Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Какой метод обоснования НМЦК должен применить заказчик на выполнение работ по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта?

Какой метод обоснования НМЦК должен применить заказчик на выполнение работ по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта?

Необходимо провести закупку в виде открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке обоснования безопасности опасного производственного объекта "Система промысловых трубопроводов в рамках объекта: автомобильная дорога".
Какой метод обоснования НМЦК нужно выбрать: в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 года N 841/пр или просто сметный? В проектную документацию по данному объекту будет вкладываться только экспертное заключение обоснования безопасности опасного производственного объекта.

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

В случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), заказчик обязан определять и обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также - НМЦК), посредством применения методов, указанных в ст. 22 данного закона. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст. 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (далее - метод СРЦ) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7-11 указанной статьи (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Учитывая изложенное, использование проектно-сметного метода в целях определения и обоснования НМЦК предусмотрено исключительно в случаях, указанных в частях 9, 9.1 и 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

При этом ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ, согласно которой сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств определенных в указанной норме бюджетов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, а также прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых ежеквартальными письмами Минстроя России. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Соответственно, сметные нормативы в отношении определения стоимости разработки проектной документации не носят обязательного характера даже при условии включения этих нормативов в федеральный реестр.

Из положений ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ следует, что проектно-сметный метод по определению применяется исключительно при наличии проектной документации (п. 6.1 Методических рекомендаций, письмо Минэкономразвития России от 24.02.2016 N Д28и-417), но не для ее подготовки.

Таким образом, применение заказчиком проектно-сметного метода с целью обоснования НМЦК контракта в приведенной в вопросе практической ситуации, на наш взгляд, является неправомерным, поскольку объект закупки не соответствует указанным в частях 9, 9.1 и 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ случаям.

Особо отметим, что согласно ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ.

На основании указанной нормы и в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 11.09.2015 N 964 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)" (с изменениями и дополнениями), Минстроем России утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования (смотрите приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, далее - Приказ 841/пр и Порядок 841/пр соответственно)).

Согласно подп. 1 п. 1 Порядка 841/пр указанный порядок применяется в том числе в отношении работ по подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории РФ.

Напомним, что Порядок 841/пр дополнен п. 10.1 с 15 октября 2022 г. (смотрите приказ Минстроя России от 14 июня 2022 г. N 484/пр). Однако и до внесения соответствующих изменений в Порядок 841/пр представители Минстроя России придерживались позиции о том, что основным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод (смотрите письмо от 18.03.2020 N 10116-ИФ/09, письмо от 18.03.2020 N 8323-ОГ/09, письмо от 16.03.2020 N 9333-ИФ/09). Данную позицию учитывали и контролирующие органы (смотрите, например, решение УФАС по Ленинградской области от 22.07.2021 N 047/06/54.3-1614/2021).

Однако, по нашему мнению, вышеприведенные положения Порядка N 841/пр противоречат требованиям ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

С учетом сказанного выше полагаем, что при заключении контракта на выполнение упомянутых в вопросе работ заказчик, с учетом требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ, по общему правилу для определения НМЦК должен использовать метод сравнения рыночных цен. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 05.06.2020 N 24-01-07/48431, письмо от 01.10.2020 N 24-01-07/86017 (смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2015 N Ф02-122/15).

В дополнение отметим, что, согласно части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в ч. 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

В заключение отметим, что мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что по вопросам применения законодательства о контрактной системе нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, касающиеся определения и обоснования НМЦК, применения законодательства о градостроительной деятельности, из сферы консультирования исключаются. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира 

Ответ прошел контроль качества 

2 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.