Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Ответственность контрагента в случае нарушения установленного контрактом срока на размещение документа о приемке в ЕИС

Ответственность контрагента в случае нарушения установленного контрактом срока на размещение документа о приемке в ЕИС

Подрядчик по контракту, заключенному в рамках Закона N 44-ФЗ, обязан сформировать и разместить в ЕИС документ о приемке. К какому виду ответственности (штраф или пени) привлекать контрагента в случае нарушения последним установленного контрактом срока на размещение документа о приемке в ЕИС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Законодательство не содержит норм, которые устанавливали бы специальные основания для привлечения контрагента к ответственности непосредственно за нарушение предусмотренных контрактом сроков формирования в ЕИС документа о приемке. Однозначной судебной практики по привлечению контрагента к ответственности за указанное в вопросе нарушение также не сложилось. 

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под исполнением контракта понимается комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - контрагент), включающий в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (далее - исполнение по контракту), а также отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.

Приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (смотрите также письмо Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858), и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (далее - мотивированный отказ).

Порядок подписания документа о приемке по контракту, заключенному по результатам электронных процедур, установлен ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и предусматривает в том числе обязанность контрагента согласно п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ сформировать с использованием ЕИС, подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени контрагента и разместить в ЕИС документ о приемке в срок, установленный в контракте в соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Это условие должно соответствовать чч. 5, 6, 7-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), тогда как штрафы - за нарушения, не связанные с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с Правилами (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Отметим, что указанные выше пени и штраф начисляются в случае нарушений, допущенных контрагентом при исполнении обязательств, составляющих предмет контракта (основного обязательства). Кроме этого, п. 6 Правил предусматривает порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Указанный штраф, как правило, налагается за нарушения условий контракта, для которых невозможно определить стоимостную оценку*(1).

Вместе с тем ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат норм, которые устанавливали бы специальные основания для привлечения контрагента к ответственности непосредственно за нарушение предусмотренных контрактом сроков формирования в ЕИС документа о приемке. Однозначной судебной практики по привлечению контрагента к ответственности за указанное в вопросе нарушение также не сложилось.

В частности, на практике суды нередко не находят оснований для удовлетворения адресованного к контрагенту требования заказчика об уплате штрафа, в том числе установленного п. 6 Правил, в случае нарушения сроков направления заказчиков документов об исполнении контракта, так как в данном случае подрядчиком допущено только нарушение срока исполнения обязательства, не имеющего стоимостного выражения. При этом соответствующие основания могут быть установлены в том случае, если бы контракт расторгнут, в том числе по инициативе заказчика, в связи с его ненадлежащим исполнением (смотрите, например, решение АС Приморского края от 20 июня 2023 г. по делу N А51-7200/2023, решение АС Оренбургской области от 29 сентября 2023 г. по делу N А47-20547/2022, решение АС Приморского края от 19 мая 2023 г. по делу N А51-4026/2023, решение АС Костромской области от 24 января 2022 г. по делу N А31-11346/2021, постановление Пятнадцатого ААС от 13 июля 2021 г. N 15АП-10955/21 по делу N А53-5829/2021, постановление Первого ААС от 26 ноября 2018 г. N 01АП-9262/18). Вместе с тем основания для начисления пеней за нарушение срока формирования исполнителем в ЕИС документа приемки могли бы возникнуть в случае, если бы контракт дополнительно включал соответствующее условие (смотрите постановление Пятого ААС от 25 декабря 2019 г. N 05АП-9002/19).

Однако нам удалось обнаружить и примеры судебной практики, допускающей возможность начисления штрафа в связи с просрочкой исполнения контрагентом обязательства по размещению в ЕИС документа о приемке (смотрите, например, решение АС г.Москвы от 16 октября 2023 г. по делу N А40-162799/2023, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 7 августа 2023 г. по делу N А43-9792/2023, решение АС Курганской области от 27 января 2023 г. по делу N А34-15325/2022).

В заключение отметим, что оценить перспективу рассмотрения судом требований заказчика к контрагенту о взыскании неустойки в рамках этого ответа не представляется возможным. Окончательное же решение по этому вопросу в случае возникновения спорной ситуации может принять только суд. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий 

Ответ прошел контроль качества 

24 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Это может быть, например, непредставление контрагентом заказчику предусмотренных контрактов документов, информации, уведомлений (постановление Девятого ААС от 31 августа 2020 г. N 09АП-33351/20 по делу N А40-55527/2020, постановление Восемнадцатого ААС от 25 августа 2020 г. N 18АП-8097/20 по делу N А76-32300/2019), нахождение работника контрагента в состоянии алкогольного опьянения (постановление Двадцатого ААС от 12 августа 2020 г. N 20АП-2480/20 по делу N А68-13333/2019, постановление Двадцать первого ААС от 4 августа 2022 г. N 21АП-864/22 по делу N А83-5321/2020), несоответствие работников исполнителя установленным законом требованиям (определение Верховного Суда РФ от 25 июня 2020 г. N 304-ЭС20-8350 по делу N А03-5098/2018), несоблюдение исполнителем техники безопасности при выполнении работ (постановление Третьего ААС от 9 августа 2021 г. N 03АП-2606/21 по делу N А33-9872/2020), несоответствие условиям контракта страны происхождения поставленного товара (постановление АС Западно-Сибирского округа от 9 июля 2021 г. N Ф04-5535/20 по делу N А03-4837/2020), неисполнение обязательства по обеспечению надлежащего ограждения места производства работ в соответствии со схемой, утвержденной уполномоченным представителем заказчика (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2022 г. N Ф08-6990/22 по делу N А32-26445/2021), ненадлежащее обеспечение охраны строительной площадки (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2022 г. N 14АП-6042/22 по делу N А13-5629/2022), пересортица товара (письмо Минфина России от 31 октября 2017 г. N 24-03-07/71731, письмо Минфина России от 16 января 2020 г. N 24-03-08/1515) и т.д. Исчерпывающего перечня нарушений, не имеющих стоимостной оценки, нормативными актами не предусмотрено.