Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Правомерность начисления штрафа по Закону N 44-ФЗ

Правомерность начисления штрафа по Закону N 44-ФЗ

Бюджетное учреждение в рамках Закона N 44-ФЗ заключило контракт на капитальный ремонт здания. Подрядчик в указанный в контракте срок свои обязательства не исполнил. Ему были направлены два письма об отказе от подписания документов о приемке в связи с неготовностью объекта, а также с просьбой в кратчайшие сроки закончить работы. Подрядчик никаких действий по исполнению контракта не предпринял.
Может ли заказчик потребовать от подрядчика уплатить, помимо пеней, штраф за неисполнение условий контракта в размере 5% от цены контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В описанной ситуации у заказчика нет оснований требовать от подрядчика уплаты штрафа. 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик в случае просрочки исполнения, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). При этом если пени начисляются за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В правоприменительной практике выработан подход, признающий принципиально возможным одновременное взыскание заказчиком суммы штрафа и пеней в случае неисполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом (п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360, определение ВС РФ от 10.03.2021 N 303-ЭС21-650, определение ВС РФ от 15.02.2021 N 303-ЭС20-23708, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 20.12.2018 N 310-ЭС18-13489, определение ВС РФ от 30.05.2019 N 304-ЭС19-7636, постановление АС Дальневосточного округа от 26.03.2020 N Ф03-765/20, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2017 N Ф02-7749/16, постановление Семнадцатого ААС от 21.08.2017 N 17АП-9856/17, постановление АС Северо-Западного округа от 16.03.2017 N Ф07-1726/17). Такая возможность имеется, например, в случаях, когда контрагент вообще не приступал к исполнению контракта либо контракт исполнен частично в случае расторжения контракта.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, как мы полагаем, у заказчика имеются формальные основания для направления требования в отношении уплаты пеней, поскольку контрагентом допущено нарушение срока выполнения работ, но не штрафа за неисполнение обязательств. Это связано с тем, что факт неисполнения контрагентом обязательств по контракту может быть установлен лишь после расторжения контракта. До расторжения контракта обязательства контрагента по выполнению работы сохраняются, и существует вероятность их исполнения.

Последствием надлежащего исполнения контрагентом всех предусмотренных контрактом обязательств и приемки заказчиком результата выполненных работ является прекращение обязательств контрагента исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Следовательно, если в рассматриваемой ситуации допущенные контрагентом нарушения исчерпываются просрочкой выполнения работ, оснований для взыскания с него штрафа не имеется. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пени) по контракту по Закону N 44-ФЗ. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий 

Ответ прошел контроль качества 

16 ноября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.