Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Отказ от заключения договора по итогам аукциона в соответствии с Законом N 223-ФЗ

Отказ от заключения договора по итогам аукциона в соответствии с Законом N 223-ФЗ

По итогам аукциона, проводимого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, определен победитель, опубликован итоговый протокол. Заказчику необходимо через 10 дней подписать договор на площадке. Однако заказчик выяснил, что юридическое лицо - победитель закупки было зарегистрировано совсем недавно и у него нет никакого опыта работы. Вместе с тем цена контракта значительная (предмет контракта - поставка дорогостоящего оборудования), предусмотрен аванс в размере 30% цены договора. Размер обеспечения исполнения договора составляет в соответствии с условиями договора "в размере аванса либо не менее 5% начальной цены договора". Победитель закупки выбрал второй вариант. На каком основании заказчик может не заключать договор с данным победителем без последствий для себя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Оснований для отказа от заключения договора в рассматриваемом случае у заказчика нет. 

Обоснование вывода:

Прежде отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 той же статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. При этом положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Согласно же ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ по истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством*(1). Исключений из приведенных правил Закон N 223-ФЗ не предусматривает, они действуют в отношении любых процедур конкурентной закупки, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных законом, но установленным положением о закупке. Часть 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ регламентирует сроки заключения договора по результатам конкурентной процедуры (договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки).

По своим правовым последствиям отказ от заключения договора равнозначен отмене закупки (ч. 5 и ч. 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, после размещения итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки, заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (и только). Так, например, не могут являться основаниями для отказа от заключения договора при проведении конкурентной закупки такие обстоятельства, как изменение потребностей заказчика в продукции, изменение финансирования, связанного и исполнением договора, возникновения обстоятельств, влияющих на целесообразность заключения договора (смотрите Постановление Одиннадцатого ААС от 08.09.2022 N 11АП-12722/22, оставленное без изменения Постановлением АС Поволжского округа от 08.12.2022 N Ф06-25588/22).

Таким образом, по общему правилу отказаться от заключения договора в рамках конкурентной закупки нельзя. В противном случае имеет место нарушение одного из принципов, которыми обязаны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). На это обстоятельство обращает внимание правоприменительная практика (смотрите, например, Решение АС г. Москвы от 06.02.2020 N А40-250588/19-149-2116, Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Названные принципы, в свою очередь, соответствуют общегражданскому принципу, установленному частью 1 ст. 1 ГК РФ: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Так, в постановлении АС Московского округа от 24.11.2021 N Ф05-28642/21 суд указал на несоответствие названным принципам действий заказчика по отказу от заключения договора с участником закупки в отсутствие на то объективных оснований. При этом суд отметил, что заказчик соответствующими действиями фактически нарушил нормальный ход закупочной процедуры и тем самым лишил такого участника права быть потенциальным исполнителем разыгрываемого договора.

В то же время в ряде случаев, в частности, при наличии у заказчика доказательств предоставления недостоверных сведений в составе заявки победителя, контролирующие органы признают правомерным отказ заказчика от заключения договора с победителем закупки исходя из конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отказа заказчика от заключения договора, в том числе с учетом содержания положения о закупке заказчика, условий проведения закупки, предусмотренных извещением и документацией о закупке (смотрите, например, решение УФАС по Брянской области от 11.12.2020 N 032/10/18.1-1443/2020, решение УФАС по Вологодской области от 06.04.2023 N 035/10/18.1-224/2023). Однако в рассматриваемом случае названные обстоятельства отсутствуют. Следовательно, отказаться от заключения договора заказчик не вправе. 

К сведению:

На основании ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, в том числе антимонопольный орган может обязать заказчика закончить процедуру (постановление АС Московского округа от 30.09.2021 N Ф05-23763/21, постановление Девятого ААС от 21.06.2021 N 09АП-27822/21). При неисполнении заказчиком предписания антимонопольного органа обязать заказчика заключить договор можно в судебном порядке. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Отмена конкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ;
  • Отказ от заключения договора при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ (С.О. Постовалова, журнал "Вестник Института госзакупок", N 8, август 2020 г.);
  • К чему приводят отказы заказчиков от закупки? (Г.Г. Зайцева, журнал "Руководитель автономного учреждения", N 5, май 2022 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

29 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Обстоятельства непреодолимой силы - это обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Смотрите подробнее об этом в материале - Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления.