Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Предоставляется ли приоритет в ситуации, когда все участники закупки по Закону N 223-ФЗ предложили товары российского происхождения, но один из участников дополнительно предложил товар, включенный в реестр радиоэлектронной продукции? Как трактовать подп. "в" п. 6 постановления Правительства РФ N 925?

Предоставляется ли приоритет в ситуации, когда все участники закупки по Закону N 223-ФЗ предложили товары российского происхождения, но один из участников дополнительно предложил товар, включенный в реестр радиоэлектронной продукции? Как трактовать подп. "в" п. 6 постановления Правительства РФ N 925?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации приоритет по постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 не предоставляется. 

Обоснование вывода:

На основании п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - Постановление N 925). Приоритет установлен в форме ценовой преференции в двух случаях:

  • в размере 15% для случаев, если речь идет о любых товарах, работах, услугах:
  • в размере 30%, если закупается радиоэлектронная продукция, интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальные системы учета электрической энергии (мощности), автоматизированные системы управления технологическими процессами подстанций, автоматизированные систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем (далее - радиоэлектронная продукция).

Условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке перечисленных в п. 5 Постановления N 925 сведений, определенных положением о закупке*(1). Документальное подтверждение страны происхождения товара осуществляется поставщиком на стадии исполнения договора поставки (смотрите решение Управления ФАС по Оренбургской области от 13.04.2018 N 07-16-29/2018).

Для предоставления приоритета в случае закупок радиоэлектронной продукции (30%) Постановлением N 925 предусмотрены отдельные правила. Так, при таких закупках путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 30%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке (п. 2.1 Постановления).

При закупках радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной максимальной цены договора, указанной в извещении, на "шаг", установленный в документации, в случае, если победителем закупки представлена заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции и (или) программного обеспечения, не включенных в соответствующие реестры, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30% от предложенной им цены договора (п. 3.1 Постановления). В случае же, когда при проведении закупки цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции и (или) программного обеспечения, не включенного в соответствующие реестры, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30% от предложенной им цены договора (п. 4.1 Постановления).

Здесь отметим, что приведенные нормы пп. 2.1, 3.1, 4.1 Постановления N 925 не содержат упоминания о выписке из реестра продукции в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара.

Приоритет не предоставляется в случаях, указанных в п. 6 Постановления N 925, в том числе в случае, если в заявке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (подп. "в" п. 6 Постановления). То есть из подп. "в" п. 6 Постановления следует, что приоритет не предоставляется в случае, если ни в одной заявке из поданных не содержится предложения о поставке иностранных товаров, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами. Аналогичные разъяснения даны в п. 1 письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 N Д28и-3367, п. 5 письма Минэкономразвития России от 17.04.2017 N Д28и-1629).

В связи с этим отметим, что нормы пп. 2.1, 3.1, 4.1 постановления N 925, устанавливающие повышенный от общего правила (30%) ценовой приоритет при закупке радиоэлектронной продукции, были внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878. Однако при этом в связи с новыми нормами не получили какого-либо развития ни п. 6 Постановления N 925, регламентирующий случаи, в которых приоритет не предоставляется (правила приоритета не работают), ни п. 5 этого документа, содержащий перечень сведений, подлежащий включению в документацию о закупке для целей предоставления приоритета.

При оценке правомерности непредоставления приоритета на основании подп. "в" п. 6 Постановления в случае, когда среди заявок с предложениями товара исключительно российского происхождения имеет место заявка с выпиской из реестра радиоэлектронной продукции, правоприменительная практика исходит из формулировок закупочной документации, предмета договора, а также учитывает сам по себе факт отсутствия в закупке заявок с предложением товаров иностранного происхождения (смотрите постановление Двадцать первого ААС от 03.10.2022 N 21АП-3796/22 по делу N А83-2200/2022, решение АС Республики Татарстан от 23.03.2022 по делу N А65-1809/2022). Соответственно, следуя указанной логике, учитывая, что в рассматриваемом случае товары иностранного происхождения в заявках участников отсутствуют, приоритет по постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 заявке с выпиской из реестра радиоэлектронной продукции предоставляться не должен*(2). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

22 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Положения о предоставлении приоритета должны содержаться в положении о закупке и в документации о каждой конкурентной закупке (смотрите п. 1 Постановления N 925, письмо Минфина России от 21.07.2017 N 24-04-07/38881). При этом наличие только лишь ссылки на указанное постановление в документации о закупке может быть признано недостаточным (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 марта 2018 г. N 1-00-474/77-18).

*(2) В отсутствие официальных разъяснений по обозначенной в вопросе проблеме рекомендуем обратиться в Минпромторг России (смотрите письмо Минфина России от 13.12.2019. N 24-03-07/97739).