Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Учреждение разместило закупку по Закону N 44-ФЗ на разработку проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости. В требованиях к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ было установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, а также соответствовать требованиям ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ. Вправе ли был заказчик установить данное требование? Или членство в СРО не нужно для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости?

Учреждение разместило закупку по Закону N 44-ФЗ на разработку проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости. В требованиях к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ было установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, а также соответствовать требованиям ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ. Вправе ли был заказчик установить данное требование? Или членство в СРО не нужно для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки работ по подготовке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования неправомерно. 

Обоснование вывода:

Начнем с того, что Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) различает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства (далее - ОКС) как разные виды строительных работ, перечисляя их все вместе, но не вводя единого обозначения для всех и давая каждому из них отдельное определение (смотрите пп. 13, 14, 14.2, 14.4 ст. 1 ГрК РФ). В целях рассмотрения данного вопросы мы введем общее обозначение всех данных работ -"строительные работы", однако только для того, чтобы продемонстрировать, что к разным их видам устанавливаются разные требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к ОКС и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта ОКС в случаях, предусмотренных ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ.

Согласно ч. 13 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение этой нормы принято постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".

Как видим, Градостроительный кодекс РФ определенно устанавливает разные требования относительно проектирования разных видов строительных работ, причем собственно архитектурно-строительное проектирование, подготовка проектной документации предполагаются только для выполнения работ по строительству и реконструкции ОКС. Для проведения капитального ремонта предполагается достаточным подготовка только сметы и только в определенных случаях (при проведении работ за счет бюджетных средств либо средств организаций, созданных или контролируемых публично-правовыми образованиями, когда смета считается частью проекта, смотрите чч. 1, 2 ст. 8.3, ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Снос же ОКС среди работ, для выполнения которых необходима подготовка проектной документации, не упомянут в ч. 1 ст. 48 ГрК РФ вовсе.

Частью 2 ст. 55.30 ГрК РФ предусмотрено, что в целях сноса ОКС застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу ОКС в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных чч. 3 и 8 ст. 55.30 ГрК РФ. Из них ч. 3 ст. 55.30 ГрК РФ устанавливает, что подготовка проекта организации работ по сносу ОКС не требуется для сноса объектов, указанных в пп. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. А согласно ч. 8 ст. 55.30 ГрК РФ положения относительно сноса ОКС не распространяются на случаи сноса ОКС в целях строительства нового ОКС, реконструкции ОКС. В таких случаях снос ОКС осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства ОКС.

В силу ч. 5 ст. 55.30 ГрК РФ требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу ОКС устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение требований этой нормы принято постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства".

В связи с этим указание п. 24 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, что проект организации работ по сносу или демонтажу ОКС является седьмым разделом проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией), следует понимать именно как предусмотренное ч. 8 ст. 55.30 ГрК РФ исключение из общего порядка подготовки и реализации сноса ОКС. Иными словами, проект организации работ по сносу или демонтажу ОКС является частью проектной документации для строительства или реконструкции ОКС только в тех случаях, когда такой снос необходим именно для строительства и реконструкции. Точно так же смета является частью проектной документации только в случаях, когда работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту планируется выполнять за счет бюджетных средств либо средств организаций, созданных или контролируемых публично-правовыми образованиями в соответствии с чч. 1, 2 ст. 8.3, ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, подп. "м" п. 3.1, подп. "и" п. 3.2, пп. 3.3, 3.4 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.

Отсюда можно прийти к следующим выводам:

Проектная документация и проект организации работ по сносу ОКС являются самостоятельными документами, за исключением рассмотренного выше случая.

Подготовка проектной документации и проекта организации работ по сносу ОКС являются самостоятельными видами работ, имеющие различные цели и самостоятельное правовое регулирование.

В этом контексте следует рассматривать и требования к лицам, выполняющим эти работы.

Частью 4 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с чч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено самой ст. 48 ГрК РФ.

Подготовка же проекта организации работ по сносу ОКС в силу уже цитированной ч. 2 ст. 55.30 ГрК РФ осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица членства в СРО в данной норме отсутствует.

Таким образом, работы по подготовке проекта организации работ по сносу ОКС могут выполняться лицом, не состоящим в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Соответственно, установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки работ по подготовке проекта организации работ по сносу ОКС требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования неправомерно. Сказанное подтверждается материалами правоприменительной практики (решение УФАС по Красноярскому краю от 12.08.2022 N 024/06/105-2104/2022, решение УФАС по Тюменской области от 08.07.2022 N 072/06/44/107/2022, решение УФАС по Сахалинской области от 07.07.2022 N 065/06/106-392/2022). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

Ответ прошел контроль качества 

30 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.