Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Участник (субъект малого предпринимательства) в составе заявки предоставил информацию о трех контрактах, подтверждающих добросовестность, и предлагает направить информацию об исполненных контрактах на почту заказчика. Обеспечение исполнения контракта не предоставил. Срок для заключения контракта не истек. Можно ли заключить контракт с данным участником?

Участник (субъект малого предпринимательства) в составе заявки предоставил информацию о трех контрактах, подтверждающих добросовестность, и предлагает направить информацию об исполненных контрактах на почту заказчика. Обеспечение исполнения контракта не предоставил. Срок для заключения контракта не истек. Можно ли заключить контракт с данным участником?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 данного закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как следует их этой же нормы, такая информация (далее - информация о ранее исполненных контрактах) представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. То есть указанная информация предоставляется вместо предоставления обеспечения исполнения контракта. В случае, когда извещением и документацией предусмотрено предоставление и обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств, такая информация предоставляется один раз.
В случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся при наличии единственной заявки, соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, контракт заключается с участником этого конкурса в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ (ст. 55.1, п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также Энциклопедию решений. Признание конкурса в электронной форме по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся, последствия такого признания).
Положениями ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ не предусмотрен специальный порядок направления информации о ранее исполненных контрактах, указанная норма не содержит специальных требований к форме и способу указания на наличие информации в реестре контрактов (письмо Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72561, письмо Минфина России от 10.09.2019 N 24-03-07/69642, письмо Минфина России от 09.09.2019 N 24-03-07/69332). Однако учитывая процедуру заключения контракта по итогам проведения закупок в электронной форме (ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ), такая информация может быть предоставлена участником только путем размещения на электронной площадке вместе с подписанным победителем процедуры проектом контракта. Возможность предоставления информации о ранее исполненных контрактах иными способами, в том числе по почте, положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Как показывает практика, положения ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ применяются в том числе и в случае заключения контракта по итогам признания электронной процедуры несостоявшейся. При этом в случае непредоставления при подписании контракта информации о ранее исполненных контрактах, предоставлении неполной информации, равно как и в случае предоставления такой информации по почте, при отсутствии надлежащего обеспечения исполнения контракта участник закупки признается уклонившимся от заключения контракта*(1).
Практики, подтверждающей либо опровергающей правомерность заключения контракта с участником, предоставившим информацию о ранее исполненных контрактах не при заключении контракта, а в составе заявки, мы не обнаружили. Поэтому оценить риски заключения контракта с таким участником мы не можем.
Как мы ранее отметили, в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся контракт заключается с участником этого конкурса в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные данной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 той же статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% и более от НМЦК).
Как видим, ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта по причине непредставления документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт, считается уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления им обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта. То есть в приведенной ситуации участник не может быть признан уклонившимся только по причине непредоставления информации о ранее исполненных контрактах либо документов, подтверждающих предоставление обеспечение исполнения контракта.
В ряде случаев трактуя буквально положения ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ о предоставлении обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, заказчики при проверке соблюдения требования о перечислении обеспечения исполнения контракта ориентируются на дату подписания контракта со стороны заказчика, т.к. именно в этот момент контракт считается заключенным (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ)*(2). Соответственно, придерживаясь данной позиции, участник закупки вправе в данном случае перечислить сумму обеспечения исполнения контракта до момента подписания контракта заказчиком и не должен считаться уклонившимся от заключения контракта.
Однако существует и противоположная позиция, согласно которой обеспечение исполнения контракта должно быть перечислено не позднее даты подписания контракта участником. Кроме того, если заказчиком установлен предельный срок предоставления обеспечения исполнения контракта (как правило, с помощью функционала электронной площадки), в случае непредоставления обеспечения контракта в установленный срок участник признается уклонившимся от заключения контракта*(3).
Поэтому если в данном случае заказчиком установлен конкретный срок для перечисления обеспечения исполнения контракта, перечисление суммы обеспечения исполнения контракта за пределами указанного срока сопряжено с риском признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

24 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите решение УФАС по Ярославской области от 14.11.2019 N 9314/05-03, решение УФАС по Ярославской области от 21.10.2021 N 05-03/212П-21, решение УФАС по Хабаровскому краю от 11.11.2021 N РНП-413, решение УФАС по Архангельской области от 04.10.2019 N РНП-29-152, решение УФАС по Воронежской области от 16.04.2021 N 036/10/104-331/2021, постановление АС Северо-Западного округа от 28.09.2021 NФ07-12851/21 по делу N А56-93808/2020.
*(2) Смотрите решение УФАС по Новгородской области от 08.10.2019, решение УФАС по Архангельской области от 13.01.2017 г. N 04-05/167, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 29.08.2016 N 06-741/16т, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 11.07.2016 N 44-2697/16.
*(3) Смотрите решение УФАС по Пермскому краю от 25.09.2019, решение УФАС по Кемеровской области от 15.04.2021 N 042/06/83.2-560/2021, решение УФАС по Краснодарскому краю от 12.11.2018 N ЭА-1925/2018, решение УФАС по Новосибирской области от 31.08.2018 N 08-01-453.