Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик по Закону N 44-ФЗ не осуществляет фактическую приемку товара по госконтрактам. Данной приемкой занимается получатель, который расположен далеко от заказчика. Как в таком случае будет проводиться электронное актирование, учитывая, что получатель не зарегистрирован в ЕИС? Имеет ли право заказчик указать в условиях контракта, что поставщик предоставляет получателю совместно с товаром бумажный вариант товарной накладной и счета-фактуры?

Заказчик по Закону N 44-ФЗ не осуществляет фактическую приемку товара по госконтрактам. Данной приемкой занимается получатель, который расположен далеко от заказчика. Как в таком случае будет проводиться электронное актирование, учитывая, что получатель не зарегистрирован в ЕИС? Имеет ли право заказчик указать в условиях контракта, что поставщик предоставляет получателю совместно с товаром бумажный вариант товарной накладной и счета-фактуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Участие получателя исполнения по контракту в процедуре приемки, в том числе подписание им бумажных сопроводительных документов, предоставленных контрагентом, Закону N 44-ФЗ не противоречит. Практическая возможность реализации указанного порядка приемки и оформления сопроводительных документов в значительной степени определяется техническими возможностями ЕИС.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее - Закон N 360-ФЗ), вступающего в силу 1 января 2022 года, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем; далее - контрагент) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуг, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Приемка исполнения по контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Как видим, приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта осуществляется заказчиком в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (смотрите также письмо Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858, которое, по нашему мнению, сохраняет актуальность и после изменения законодательства, так как существо регулируемых отношений не изменилось), и оформляется документом о приемке.
Поскольку Закон N 44-ФЗ основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а контракт, заключаемый в соответствии с требованиями этого Закона, представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), с учетом принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ) стороны вправе определить в контракте любые не противоречащие закону условия, разумеется, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Поэтому, учитывая что Закон N 44-ФЗ (в том числе в редакции Закона N 360-ФЗ) не содержит требований к порядку приемки, полагаем, что участие в этой процедуре непосредственного получателя исполнения, в том числе подписание им сопроводительных документов, предоставленных контрагентом, также не исключено, и заказчик вправе предусмотреть соответствующие условия в контракте*(1).
Добавим, что Закон N 44-ФЗ не дает каких-либо указаний о форме документа о приемке исполнения по контракту, а также иных документов, которые могут передаваться контрагентом заказчику, она определяется по усмотрению заказчика*(2). В то же время ч. 13 и ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, вступающие в силу 1 января 2022 года, предусматривают лишь порядок формирования и подписания документа о приемке с использованием ЕИС, а также обязательные требования к содержанию такого документа.
Таким образом, полагаем, что заказчик не лишен права предусмотреть в контракте возможность предоставления поставщиком вместе с товаром бумажных товарной накладной и счета-фактуры, которые будут впоследствии размещены заказчиком в ЕИС вместе с подписанным заказчиком электронным документом о приемке. Вместе с тем практическая возможность реализации указанного порядка приемки и оформления сопроводительных документов в значительной степени определяется техническими возможностями ЕИС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

23 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) К примеру, аналогичный порядок приемки предусмотрен разделом 6 типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение N 1 к приказу Минздрава России от 18.01.2021 N 15н). По нашему мнению, указанный порядок не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ в новой редакции, вступающей в силу 1 января 2022 года.
*(2) В качестве документа о приемке исполнения может выступать любой подписанный от имени заказчика уполномоченным лицом документ, подтверждающий принятие исполнения заказчиком, в том числе, например, накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ, акт оказанных услуг и т.п. (смотрите, в частности, абзац 2 п. 36 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утвержден приказом Минфина РФ от 19.07.2019 N 113н), письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, от 09.12.2014 N Д28и-2709, от 21.02.2017 N Д28и-846, Минфина России от 31.08.2017 N 24-03-07/56034). А в письме Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72565 обращено внимание на то, что для целей учета исполнения контракта принимаются документы, содержащие обязательные реквизиты первичного учетного документа, надлежащим образом подписанные сторонами сделки (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ).