Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По результатам проверки в адрес заказчика поступили замечания о том, что в контрактах на поставки товаров отсутствует четкое указание предмета контракта. Так, в пункте "Предмет контракта" указано: "Продавец обязуется передать товар и относящиеся к нему документы в собственность покупателя...", весь перечень товаров в договоре, как в счете и накладной, не перечислен. Является ли это нарушением? Нужно ли указывать в договоре наименование всего товара, указанного в счете и накладной? Нужны ли коммерческие предложения или обоснование цены контракта, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?

По результатам проверки в адрес заказчика поступили замечания о том, что в контрактах на поставки товаров отсутствует четкое указание предмета контракта. Так, в пункте "Предмет контракта" указано: "Продавец обязуется передать товар и относящиеся к нему документы в собственность покупателя...", весь перечень товаров в договоре, как в счете и накладной, не перечислен. Является ли это нарушением? Нужно ли указывать в договоре наименование всего товара, указанного в счете и накладной? Нужны ли коммерческие предложения или обоснование цены контракта, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Контракт на поставку товаров, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должен содержать сведения о наименовании, количестве, месте доставки и цене поставляемого товара. В случае закупки у единственного поставщика на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен путем оплаты заказчиком выставленного поставщиком счета с указанием конкретной стоимости закупаемых товаров, а также подписания заказчиком выданной поставщиком накладной.
Контракт должен содержать обоснование цены контракта, сформированное в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, при закупке у единственного контрагента в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5, только при заключении контрактов на электронной площадке согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, помимо прочего, на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ). Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), к отношениям по которому применяются правила Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, которые установлены Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же являются, прежде всего, условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. В частности, согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. При этом исходя из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к числу условий контракта, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки, относятся условия о количестве товара и месте доставки товара, являющегося предметом контракта. Кроме этого, в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена поставляемого товара является существенным условием контракта.
Таким образом, контракт на поставку товаров, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должен содержать сведения о наименовании, количестве, месте доставки и цене поставляемого товара.
В то же время согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случае, предусмотренном п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст 93 Закона N 44-ФЗ), контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны заключаться в простой письменной форме. В силу п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, письменная форма договора считается соблюденной не только в случае составления сторонами единого документа (договора), подписанного сторонами, либо обмена документами посредством различных видов связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ), но и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ). При этом акцептом, в частности, признается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Иными словами, передача товара по накладным (счету) и принятие его без возражений покупателем (акцепт) могут свидетельствовать о согласовании сторонами условия договора о предмете обязательства (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ) и, следовательно, о заключенности договора поставки в исполненной части. Для этого накладная (счет) должна содержать все существенные условия договора поставки, а именно наименование, количество, номенклатуру товара (смотрите, например, постановление Девятнадцатого ААС от 15.03.2021 N 19АП-615/21 по делу N А64-2870/2020, постановление Четырнадцатого ААС от 12.11.2019 N 14АП-8837/19, постановление Семнадцатого ААС от 28.04.2016 N 17АП-4302/16, постановление Одиннадцатого ААС от 27.02.2017 N 11АП-729/17, постановление Девятого ААС от 29.03.2018 N 09АП-2400/18, постановление Девятого ААС от 03.07.2017 N 09АП-24498/17, постановление АС Центрального округа от 08.08.2017 N Ф10-3196/17 по делу N А54-6517/2016). Кроме того, со стороны покупателя накладная (счет) должна быть подписана уполномоченным лицом. Таковым является руководитель организации-заказчика или лицо, полномочия которого следуют из обстановки (абзац 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ) либо основаны на доверенности (ст. 185 ГК РФ).
Таким образом, в случае закупки у единственного поставщика на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен путем оплаты заказчиком выставленного поставщиком счета с указанием конкретной стоимости закупаемых товаров, а также подписания заказчиком выданной поставщиком накладной. Нормы Закона N 44-ФЗ будут в таком случае соблюдены и без подписания единого документа, именуемого "контракт". При этом в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт должен содержать обоснование цены контракта, сформированное в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, при закупке у единственного контрагента в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, только при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть на электронной площадке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.