Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик заключил контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласно ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. На какой срок можно продлить срок исполнения контракта в соответствии с указанным пунктом? Можно ли продлить срок исполнения контракта до 31.12.2021?

Заказчик заключил контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласно ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. На какой срок можно продлить срок исполнения контракта в соответствии с указанным пунктом? Можно ли продлить срок исполнения контракта до 31.12.2021?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Срок, на который может быть продлен предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, может быть ограничен сроком действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, если заказчик является получателем бюджетных средств. Если условиями контракта предусмотрена полная предоплата товаров (работ, услуг) либо если заказчик не является получателем бюджетных средств, срок исполнения контракта может быть продлен без ограничений.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение условий контракта в случаях, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена ч. 65, предусматривающей возможность изменения срока исполнения контракта и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), а также размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. На основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ изменения контракта, за исключением случая изменения размера аванса, возможны при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса) при закупке для федеральных, региональных и муниципальных нужд соответственно.
Как видим, ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не содержит положений, которые бы ограничивали возможность изменения срока исполнения контракта какой-либо максимальной величиной, к примеру, аналогичных формулировке, включенной в п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, на основании которого допускается однократное изменение срока исполнения контракта на выполнение строительных работ на срок, не превышающий первоначальный срок исполнения контракта. Однако необходимо учитывать следующее. Так, из абзаца 8 ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ следует, что государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменение, предусмотренное ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, может быть осуществлено только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. Иными словами, указанные заказчики имеют возможность определять новый срок исполнения контракта на основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ только в пределах срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (смотрите также п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ). Исключение могут составлять случаи полной предоплаты товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями контракта. Также очевидно, что указанное ограничение не распространяется на заказчиков, не являющихся получателями бюджетных средств.
Таким образом, если заказчик является получателем бюджетных средств, срок исполнения контракта на основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ может быть продлен только в пределах срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Вместе с тем полагаем, что в случае, если условиями контракта предусмотрена полная предоплата товаров (работ, услуг) либо если заказчик не является получателем бюджетных средств, срок исполнения контракта может быть продлен без ограничений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

17 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.