Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Можно ли в рамках заключенного контракта с единственным поставщиком как с единственным исполнителем - субъектом естественной монополии провести уменьшение или увеличение суммы контракта более чем на 10% без расторжения контракта?

Можно ли в рамках заключенного контракта с единственным поставщиком как с единственным исполнителем - субъектом естественной монополии провести уменьшение или увеличение суммы контракта более чем на 10% без расторжения контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия рассматриваемого контракта могут быть изменены по соглашению сторон без каких-либо ограничений.

Обоснование вывода:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Положения ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (смотрите письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).
Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один случай - его изменение при заключении (подписании) (ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который внесен в указанную статью с 1 июля 2019 года (абзац девятый пп. "а" п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ), могут быть изменены по соглашению сторон без дополнительных к тому оснований любые условия контрактов, заключенных с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) на основаниях, перечисленных в этом пункте, в том числе на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - закупка товара, работы или услуги, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"), а также услуг центрального депозитария.
В письме Минфина России от 19.12.2019 N 24-03-07/99602 подчеркивается, что в случаях, указанных в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе по соглашению сторон изменять любые существенные условия контракта, в том числе цену и срок исполнения контракта. При этом отмечено, что согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Следует заметить, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ к контрактам, заключаемым на основании в том числе п.п. 1, 8, 23, 29, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут не применяться требования ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, контракты, заключаемые на основании п.п. 1, 8, 22, 23, 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регулируются нормами специального законодательства, приоритет которых над нормами Закона N 44-ФЗ давно признан судебной практикой (п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, определения ВС РФ от 22.06.2018 N 304-ЭС18-7896, от 19.06.2018 N 304-ЭС18-7278, Вопрос 1 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016).
Видимо, именно с этим связано появление возможности изменения указанных контрактов без учета ограничений, установленных в качестве общего правила Законом N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

29 июля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.