Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В соответствии с контрактом на текущий ремонт здания от 24.03.2020 срок выполнения работ установлен до 15.05.2020. Фактически на 15.06.2020 работы выполнены не в полном объеме (из 114 тысяч рублей не выполнены работы на 40 тысяч рублей), и заказчик до сих пор не подписал акт приемки. Предполагается расторжение контракта по соглашению сторон с исполнением в меньшем объеме. Заказчик направил подрядчику претензию об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, на которую подрядчик ответил письмом с указанием обязанности заказчика списать начисленную сумму пеней на основании ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в связи обстоятельствами, связанными с распространением коронавирусной инфекции, без конкретных объяснений. При этом заказчику известно, что у подрядчика, в частности, были пропуска для перемещения по городу. Каким образом данные обстоятельства помешали исполнению контракта? Обязан ли заказчик в безусловном порядке списать неустойку в данном случае?

В соответствии с контрактом на текущий ремонт здания от 24.03.2020 срок выполнения работ установлен до 15.05.2020. Фактически на 15.06.2020 работы выполнены не в полном объеме (из 114 тысяч рублей не выполнены работы на 40 тысяч рублей), и заказчик до сих пор не подписал акт приемки. Предполагается расторжение контракта по соглашению сторон с исполнением в меньшем объеме. Заказчик направил подрядчику претензию об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, на которую подрядчик ответил письмом с указанием обязанности заказчика списать начисленную сумму пеней на основании ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в связи обстоятельствами, связанными с распространением коронавирусной инфекции, без конкретных объяснений. При этом заказчику известно, что у подрядчика, в частности, были пропуска для перемещения по городу. Каким образом данные обстоятельства помешали исполнению контракта? Обязан ли заказчик в безусловном порядке списать неустойку в данном случае?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенных обстоятельствах основания для принятия решения о списании неустойки по контракту у заказчика отсутствуют.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что по общему правилу, предусмотренному ст.ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате пеней. В связи с этим следует обратить внимание на норму ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в силу которой сторона контракта освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Возможность освобождения стороны договора от уплаты неустойки предусмотрена также п. 3 ст. 401 ГК РФ в случае, если сторона докажет, что допущенная ею просрочка явилась следствием обстоятельств непреодолимой силы. При этом, в силу прямого указания той же нормы, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Соответственно, если у заказчика отсутствуют основания полагать, что просрочка исполнения контракта допущена не по вине контрагента (смотрите ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), он обязан потребовать от него уплаты пеней. Сами по себе обстоятельства исполнения контракта, связанные с мерами по недопущению распространения коронавирусной инфекции, не освобождают заказчика от этой обязанности.
В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. N 591, далее - Правила). Этим документом предусмотрены отдельные правила для случаев списания неустоек по контрактам, обязательства по которым не были исполнены в полном объеме в 2020 году в связи с возникновением не зависящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)*(1).
По общему правилу, установленному в п. 1 и абзаце первом п. 2 Правил, заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах сумм неустоек (далее также - списание) в случае завершения в полном объеме в 2015, 2016 и 2020 годах исполнения контрагентом всех обязательств, предусмотренных контрактом (далее - основные обязательства по контракту). Также в п. 2 Правил предусмотрены исключения из общего правила, в соответствии с которыми:
- списание сумм неустойки не осуществляется по контрактам, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (пп. "а" п. 2 Правил);
- списание осуществляется по контрактам, по которым в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (пп. "б" п. 2 Правил).
Случаи и порядок, размеры списания определены в п. 3 Правил. В частности, согласно пп. "в" п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком, если неуплаченные суммы неустоек начислены вследствие неисполнения контрагентом обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек. В этом случае основанием принятия решения о списании является исполнение (при наличии) контрагентом обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и письменное обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением COVID-19, с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (пп. "в" п. 5 Правил).
В рассматриваемом случае обязательства по контракту подрядчика не являются исполненными (акт приема работ заказчиком не подписан). Подрядчик не предоставил письменных обоснований обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением COVID-19, с приложением подтверждающих документов. Следовательно, в таких обстоятельствах у заказчика отсутствует обязанность принятия решения о списании начисленной суммы неустойки.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств в 2015, 2016 и 2020 годах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

18 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Списание неустоек в 2020 году в соответствии с Правилами являются составной частью комплекса антикризисных мер, направленных в том числе на преодоление сложной экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который позволяет минимизировать риски срыва исполнения контрактов, а также наступления негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе включение в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением ими обязательств по контрактам (смотрите разъяснения в письме Минфина России от 07.05.2020 N 24-03-07/37246).