Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Готовится проект муниципального контракта на приобретение бюджетным учреждением недвижимого имущества. Оплата будет осуществляться как за счет краевых средств, так и за счет средств местного бюджета. Может ли учреждение предусмотреть предоплату (аванс) по муниципальному контракту на приобретение недвижимого имущества в размере 50%?

Готовится проект муниципального контракта на приобретение бюджетным учреждением недвижимого имущества. Оплата будет осуществляться как за счет краевых средств, так и за счет средств местного бюджета.
Может ли учреждение предусмотреть предоплату (аванс) по муниципальному контракту на приобретение недвижимого имущества в размере 50%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, бюджетное учреждение не вправе осуществлять авансирование муниципального контракта на приобретение недвижимого имущества в размере 50%, если иное не будет предусмотрено нормативным документом соответствующего публично-правового образования или требованиями определенной целевой программы.

Обоснование вывода:
С 27 ноября 2017 года право бюджетных учреждений на перечисление авансов ограничено. При заключении контрактов эти учреждения (федеральные, субъектов РФ и муниципальные) обязаны предусматривать авансовые платежи, объемы которых не должны превышать предельные размеры, установленные для получателей средств соответствующего бюджета. Относительно рассматриваемой ситуации нормативного документа, регулирующего данную тему, в свободном доступе нет. Поэтому считаем, что в качестве примера можно обратиться к нормам федерального законодательства.
На федеральном уровне ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг предусмотрены п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496. За исключением определенных случаев получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (контракта). Другими словами, указанный в вопросе муниципальный контракт может содержать условие об авансовом платеже до 30% суммы контракта, если иное не установлено правовым актом соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством РФ принято Постановление от 30.04.2020 N 630 (далее - Постановление N 630). Постановлением N 630 введена временная мера, позволяющая предусмотреть в государственных контрактах, заключаемых федеральными получателями бюджетных средств, авансирование до 50% от цены контракта включительно. Одновременно действие норм, ограничивающих размер авансов пределом в 30%, приостановлено до 31 декабря 2020 года. То есть с указанной даты и до конца текущего года в контрактах с поставщиками товаров и подрядчиками, выполняющими работы (оказывающими услуги) для федеральных нужд, можно предусмотреть аванс в размере 50% их стоимости.
Наряду с этим до 50% увеличен и максимальный размер аванса, который субъект РФ или муниципальное образование должны предусмотреть в контрактах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной (муниципальной) собственности в случаях предоставления в 2020 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ либо связанных с предоставлением субсидий и иных МБТ, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта РФ местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих из вышеуказанных договоров (муниципальных контрактов).
Однако рассматриваемая ситуация не подпадает под действие норм Постановления N 630, так как в вопросе речь идет о приобретении объекта недвижимости, а не о его строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) и не за счет средств федерального бюджета. Поэтому считаем, что бюджетное учреждение не вправе предусмотреть авансирование муниципального контракта на приобретение недвижимого имущества в размере 50%, если иное не будет разрешено нормативным документом соответствующего публично-правового образования.
Кроме этого, необходимо учитывать, что если объект недвижимости будет приобретаться в рамках какой-либо целевой программы, то правовыми актами о реализации этой программы могут быть предусмотрены дополнительные требования или ограничения, в том числе и на осуществление авансовых платежей по договорам купли-продажи недвижимого имущества. В этом случае, кроме прочего, целесообразно будет проанализировать соответствие условий муниципального контракта требованиям этой программы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

17 июня 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.