Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В ходе исполнения контракта возникла необходимость увеличить цену контракта в пределах 10%. Нужно ли при увеличении цены контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства (далее - СМП), изменять сумму обеспечения контракта? Если нужно изменить, то в каком порядке? Каким образом изменить сумму обеспечения контракта, заключенного с СМП, если обеспечение представлено в форме банковской гарантии? Если победитель закупки из числа СМП все равно перечисляет сумму на счет заказчика, но при этом подтверждает свою добросовестность информацией об исполненных контрактах, нужно ли в таком случае требовать увеличить сумму, перечисленную на счет заказчика в качестве обеспечения контракта?

В ходе исполнения контракта возникла необходимость увеличить цену контракта в пределах 10%.
Нужно ли при увеличении цены контракта, заключенного с субъектом малого предпринимательства (далее - СМП), изменять сумму обеспечения контракта? Если нужно изменить, то в каком порядке? Каким образом изменить сумму обеспечения контракта, заключенного с СМП, если обеспечение представлено в форме банковской гарантии? Если победитель закупки из числа СМП все равно перечисляет сумму на счет заказчика, но при этом подтверждает свою добросовестность информацией об исполненных контрактах, нужно ли в таком случае требовать увеличить сумму, перечисленную на счет заказчика в качестве обеспечения контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае увеличения цены контракта обеспечение исполнения контракта в пропорционально увеличенном размере не предоставляется. Денежные средства, перечисленные на счет заказчика участником наряду с предоставлением информации об опыте исполнения контрактов, не должны расцениваться в качестве обеспечения исполнения контракта и должны быть возвращены участнику.

Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя в том числе размер обеспечения исполнения контракта, должно быть установлено (за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 и 8 ст. 96, ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ) в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) закрытым способом, а также в проекте контракта (смотрите также п. 8 ст. 42, абзац первый ч. 3 ст. 54.2, п. 9 ч. 1 ст. 54.3, абзац первый ч. 5 ст. 63, п. 8 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 82.2, п. 1 ч. 4 и п. 1 ч. 6 ст. 83, п. 2 ч. 4 и п. 1 ч. 6 ст. 83.1, п. 5 ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ). Размер обеспечения определяется в соответствии с положениями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в виде доли от НМЦК либо, если закупка проводится исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО), устанавливается от цены, по которой заключается контракт. Случаи, в которых участникам закупки надлежит предоставлять обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении и документации о проведении конкурса и аукциона, предусмотрены ст. 37 Закона N 44-ФЗ и являются антидемпинговыми мерами. При этом согласно ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки до заключения контракта.
На основании ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди СМП, СОНО, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ (то есть при применении антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов), в случае предоставления таким участником информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение данным участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, для предоставления обеспечения исполнения контракта. Сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как видим, информация о ранее исполненных контрактах в силу ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предоставляется вместо предоставления обеспечения исполнения контракта. Следовательно, по нашему мнению, денежные средства, перечисленные участником на счет заказчика наряду с предоставлением информации об опыте исполнения контрактов, не должны расцениваться в качестве обеспечения исполнения контракта и должны быть возвращены участнику. В то же время какие-либо разъяснения и правоприменительная практика по аналогичной ситуации на сегодняшний день отсутствуют.
Таким образом, обеспечение исполнения контракта предоставляется либо участник закупки - СМП, СОНО, с которым заключается контракт, освобождается от его предоставления до момента заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, в которых условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, по соглашению сторон по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) объемы исполнения не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально увеличению или уменьшению количества товара, объема работ или услуг, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.
При этом пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не указывает на возможность либо обязанность увеличения размера предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта в случае увеличения цены контракта.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ не устанавливает для контрагента, в том числе из числа СМП, СОНО, обязанности в случае увеличения цены контракта в ходе его исполнения предоставлять обеспечение исполнения контракта в пропорционально увеличенном размере (смотрите, например, постановление ФАС России от 16.09.2016 N 17/67552/16; решение ФАС России от 23.11.2015 N К-1595/15, решение УФАС по Красноярскому краю от 16.09.2016 N 1504, решение УФАС по Республике Дагестан от 22.12.2015 N 1812А-2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

8 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.