Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчик проводит электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на закупку текущего ремонта помещений. В стоимость ремонта включена стоимость работ, строительных материалов, оборудования и прочие необходимые расходы. По результатам приемки подписываются акты выполненных работ. Какие требования к составу первых частей заявок должен установить заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ: согласие на выполнение работ либо согласие на выполнение работ и конкретные показатели товара (используемых строительных материалов и оборудования), страна происхождения товара?

Заказчик проводит электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ на закупку текущего ремонта помещений. В стоимость ремонта включена стоимость работ, строительных материалов, оборудования и прочие необходимые расходы. По результатам приемки подписываются акты выполненных работ.
Какие требования к составу первых частей заявок должен установить заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ: согласие на выполнение работ либо согласие на выполнение работ и конкретные показатели товара (используемых строительных материалов и оборудования), страна происхождения товара?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При закупке работ по осуществлению текущего ремонта заказчик не вправе требовать от участников закупки включения в первую часть заявки на участие в электронном аукционе только согласия выполнить работы в соответствии с условиями, установленными документацией.

Обоснование позиции:
По общему правилу, установленному п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), первая часть заявки на участие в электронном аукционе (далее - заявка) должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (далее - документация) и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
В качестве "общего исключения" при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, согласно действующей редакции п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (данный пункт изменен с 1 января 2020 года, смотрите п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ), первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Эта информация включается в заявку в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.
Кроме того, ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ установлено "исключение из исключения": в случае, если в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проектной документации она должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). Согласно же п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ включение в документацию о закупке проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, обязательно при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки для заключения контрактов жизненного цикла и контрактов на проектирование и строительство объектов капитального строительства (ч.ч. 16, 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, текущий ремонт объектов капитального строительства среди случаев, когда заказчик должен включить в документацию о закупке проектную документацию, подготовленную в соответствии с градостроительным законодательством, не упомянут. Соответственно, заказчик и не вправе требовать от участника закупки включения в первую часть заявки только согласия на выполнение работ в соответствии с такой проектной документацией.
Таким образом, при закупке работ по текущему ремонту объектов капитального строительства следует руководствоваться общим правилом, установленным п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, и общим исключением, установленным п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, участник закупки, помимо согласия на выполнение указанных работ, может и даже должен включить в первую часть заявки наименование и характеристики, а также наименование страны происхождения товара, поставляемого при выполнении работ, если условие о такой поставке предусмотрено документацией о закупке.
Данный вывод подтверждается материалами, пусть и немногочисленными, правоприменительной практики (смотрите Тему 2 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика... ФАС России, октябрь 2019 г.).
Строго говоря, на наш взгляд, говорить о закупке (поставке) товара при выполнении работ можно только в том случае, если заключаемый контракт может быть квалифицирован как "смешанный договор" - договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в данном случае - договора на выполнение работ (подряда) и договора поставки, когда одновременно с выполнением работ по созданию или преобразованию вещи (помещения) к ней прилагаются (в нем устанавливаются) вещи, не являющиеся ее частью. Учитывая, что целью подряда является создание вещи либо выполнение другой работы, имеющей материальный результат (п. 1 ст. 703 ГК РФ), что неизбежно требует использования материалов, то есть других вещей, которые также могут рассматриваться как товары (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 455 ГК РФ (например, при выполнении строительных работ, песок, бетон и т. п.)), включение их в качестве составной части в результат работ вещи не должно рассматриваться как их отдельная передача по иному гражданско-правовому договору. Иными словами, буквальная формулировка п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании. Такое возможно, если объектом закупки является, например, "реконструкция помещения с оборудованием рентген-кабинета". С этой точки зрения само по себе упоминание в локальном сметном расчете, входящем в состав документации о закупке работ по текущему ремонту, тех или иных материалов, предполагаемых для использования в ходе выполнения работ для создания их материального результата, не может однозначно свидетельствовать о поставке данного товара заказчику, если контрактом и документацией о за
С описанной позиции при осуществлении закупки работ по текущему ремонту первая часть заявки участников должна содержать наименование и характеристики, а также наименование страны происхождения товара, только если документацией о закупке предусмотрено приобретение товара, поставляемого заказчику при выполнении данных работ. Например, если для выполнения таких работ подрядчиком поставляются материалы или оборудование, принадлежащие ему на момент заключения контракта или приобретаемые впоследствии, и которые влияют на качество выполняемых работ, соответственно, к которым по этой причине заказчиком могут предъявляться определенные требования (к их функциональным, техническим характеристикам).
Вместе с тем отметим, что прежняя редакция п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ содержала формулировку "закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар ", что явно не тождественно "поставке заказчику товара при выполнении работ, оказании услуг". Учитывая, что при включении приобретенных в качестве товаров материалов, включаемых в состав результата работ, в том числе - именно для такого включения, используется также и оборудование (например, грузовые машины, кран, экскаватор и т.п.), которое также может рассматриваться как товар, при неизменности прежней формулировки п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ участникам в первой части заявки формально следовало бы указывать наименование, характеристики, страну происхождения также и такого оборудования. Отсюда, на наш взгляд, можно сделать вывод, что изменение данного пункта можно считать направленным на исключение данного очевидно абсурдного с позиции здравого смысла его прочтения и обеспечения однозначности наложения на участников закупки обязанности указывать в первой части заявки наименование, характеристики и наименование страны происхождения только тех товаров (материалов), которые передаются в собственность (поставляются) заказчику, в том числе в составе результата работ и (или) в качестве обеспечения возможности эксплуатации такого результата либо для обеспечения возможности оказания услуг.
В связи с этим особо отметим, что Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ предусмотрена замена формулировки "закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" словами "товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг", либо дополнение слов "закупка товара" последней из упомянутых фраз, в иных случаях (смотрите п. 2 ч. 2 ст. 51, п. 3 ч. 4 ст. 54.4, ч. 8 ст. 78, п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ и пр.). Что, на наш взгляд, свидетельствует о воле законодателя избежать неопределенности формулировки "закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

20 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.