Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В 2019 году по итогам аукциона заказчик (казенное учреждение) заключил контракт на проведение капитального ремонта, который должен был быть завершен 23.12.2019. К указанной дате исполнитель не успел завершить работы. В контракте отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по нему. Контракт не расторгнут. Была проведена экспертиза. Заказчик оплатил только выполненные исполнителем работы, предварительно направив претензию, с которой подрядчик согласился. В конце 2019 года деньги, выделенные на данный контракт, были возвращены в бюджет. В феврале 2020 года работы были окончены, подписан Акт. Как в этом году заказчик может оплатить контракт прошлого года? Когда необходимо начинать начислять пени?

В 2019 году по итогам аукциона заказчик (казенное учреждение) заключил контракт на проведение капитального ремонта, который должен был быть завершен 23.12.2019. К указанной дате исполнитель не успел завершить работы. В контракте отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по нему. Контракт не расторгнут. Была проведена экспертиза. Заказчик оплатил только выполненные исполнителем работы, предварительно направив претензию, с которой подрядчик согласился. В конце 2019 года деньги, выделенные на данный контракт, были возвращены в бюджет. В феврале 2020 года работы были окончены, подписан Акт.
Как в этом году заказчик может оплатить контракт прошлого года? Когда необходимо начинать начислять пени?

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик в случае просрочки исполнения, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная с дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. А в силу п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Ни одна норма Закона N 44-ФЗ не запрещает заказчику принимать исполнение по контракту по истечении срока его действия (письма Минэкономразвития РФ от 26.04.2016 N Д28и-1040, от 10.02.2015 N Д28и-175). При этом нормативные акты не указывают, что с истечением срока действия контракта на выполнение работ прекращается обязательство подрядчика по выполнению соответствующих работ, не исполненное к моменту окончания этого срока.
По смыслу п. 2 ст. 453 ГК РФ обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора, прекращается при расторжении договора. Поэтому и неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты его надлежащего исполнения или расторжения договора (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104). Аналогичный подход применяется и к отношениям по государственным и муниципальным контрактам (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 N 17АП-14998/14).
Таким образом, если контракт не предусматривает, что обязательства по нему прекращаются с окончанием срока его действия, предусмотренные им обязательства (по выполнению работ, их оплате), равно как и обеспечивающие их исполнение условия о неустойке, продолжают действовать. Пени за нарушение срока выполнения работ должны начисляться за весь период просрочки в пределах действия договорных обязательств (до прекращения контракта в связи с его исполнением или расторжением), то есть и по окончании установленного контрактом срока его действия. Первым днем периода, за который начисляется пеня, как видно из ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, является день, следующий за днем истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (то есть за предусмотренным контрактом конечным сроком выполнения работы). Последним днем указанного периода является день фактического выполнения работ (смотрите п. 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7)*(1).
Поскольку взаимные обязательства по контракту в описанной ситуации сохраняются и в 2020 году, принятые заказчиком по истечении срока действия контракта надлежаще исполненные работы подлежат оплате на условиях, предусмотренных контрактом. Напомним, что согласно ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Являющийся казенным учреждением заказчик по общему правилу оплачивает заключенные ими контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 БК РФ). Следовательно, для оплаты работ, принятых в текущем году, учреждению следует обратиться к главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с просьбой о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств. В случае, если лимиты учреждению доведены не будут, задолженность может быть взыскана в судебном порядке (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

3 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите материал: Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, а также, например, постановление Девятнадцатого ААС от 24.11.2015 N 19АП-6317/15, постановление Первого ААС от 03.11.2016 N 01АП-7483/16, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2017 N Ф02-6027/17, постановление АС Центрального округа от 12.03.2018 N Ф10-642/18, постановление АС Дальневосточного округа от 09.02.2018 N Ф03-5335/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 05.10.2018 N Ф01-3724/18 по делу N А28-15766/2017.