Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Некоммерческая организация (фонд), имеющая статус микрофинансовой, собирается заключать договор на ремонт помещения. Установлена ли законом для такой организации обязанность проводить конкурсный отбор для определения контрагента так, как это установлено в отношении лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"? Есть ли законопроект, предусматривающий какие-либо изменения по этому вопросу, и как поступить, если подобный закон будет принят в то время, когда договор на ремонт организация уже заключит и он будет в процессе исполнения?

Некоммерческая организация (фонд), имеющая статус микрофинансовой, собирается заключать договор на ремонт помещения. Установлена ли законом для такой организации обязанность проводить конкурсный отбор для определения контрагента так, как это установлено в отношении лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"? Есть ли законопроект, предусматривающий какие-либо изменения по этому вопросу, и как поступить, если подобный закон будет принят в то время, когда договор на ремонт организация уже заключит и он будет в процессе исполнения?

Прежде отметим, что исходя из п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 5, 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", перечисляющих заказчиков, обязанных руководствоваться этими законами, любые фонды, то есть организации соответствующей организационно-правой формы некоммерческих организаций независимо от того, кто является их учредителем, не подпадают под действие ни одного закона, ни другого, поскольку в вышеприведенных нормах не упомянуты.
Статус организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность в Российской Федерации, и предъявляемые к ним требования, порядок осуществления такими организациями своей деятельности урегулированы Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон 151-ФЗ). Ограничения деятельности микрофинансовой организации установлены ст. 12 Закона N 151-ФЗ. Иных ограничений в отношении деятельности микрофинансовых организаций законодательство не содержит. Ни ст. 12 Закона N 151-ФЗ, ни иными нормами данного Закона, ни другими нормативными актами не установлено специальных требований к процедурам выбора микрофинансовыми организациями контрагента и заключения с ним возмездного договора на приобретение имущества, выполнение работ, оказание услуг.
Соответственно, при заключении любого вида гражданско-правового договора микрофинансовая организация должна руководствоваться общими правилами гражданского законодательства.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Также в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим самим Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, микрофинансовая организация - фонд свободна в определении контрагента и заключении любого гражданско-правового договора, не подпадающего под ограничения ст. 12 Закона N 151-ФЗ. Сказанное в равной степени относится и к договору подряда на выполнение ремонтных работ.
Также отметим, что законопроекты, предусматривающие какие-либо изменения по данному вопросу, нами не обнаружены. Из общих положений Гражданского кодекса РФ о действии гражданского законодательства во времени (п. 1 ст. 4 ГК РФ), а также о соответствии договора закону при изменении закона (п. 2 ст. 422 ГК РФ) следует, что договоры, заключенные до принятия нормативного акта, изменяющего те или иные положения гражданского законодательства, сохраняют свое действие и могут исполняться в прежнем порядке.

К сведению:
Подробнее данный вопрос применительно к началу применения организациями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассмотрен в следующих материалах:
- Вопрос: ГУП осуществляет закупки товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). При этом ряд договоров на оказание услуг для ГУП был заключен до 01.01.2012, то есть до момента вступления данного Закона в силу. Срок действия данных договоров - несколько лет, а некоторые из них - бессрочные. Должно ли ГУП расторгать данные договоры и проводить конкурентные процедуры закупок на оказание подобных услуг в соответствии с нормами Закона о закупках, или можно исполнять договоры, заключенные до вступления этого закона в силу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2012 г.);
- Вопрос: Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 321-ФЗ унитарное предприятие должно в своей работе перейти с Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ на Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Предприятие в 2016 году заключило договоры в рамках Закона N 223-ФЗ с указанием общей суммы договора на срок более одного года. Заранее предусмотреть, какая конкретная сумма, за какой год будет выплачена, невозможно, поэтому в течение действия договора нужно уточнять сумму оплаты отдельных этапов договора. С учетом того, что с 2017 года унитарные предприятия переходят на закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, подлежат ли исполнению указанные договоры? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

24 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.