Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По какой статье Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществить закупку как у единственного поставщика услуг по проведению экспертизы соответствия заказчика критериям аккредитации?

По какой статье Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществить закупку как у единственного поставщика услуг по проведению экспертизы соответствия заказчика критериям аккредитации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Привлечение экспертов к проведению экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации не является закупкой и не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Как следует из ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, за исключением унитарных предприятий, упомянутых в п. 3 ч. 1 данной статьи, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (в частности п.п. 2, 3, 5, 7, 8 ст. 3, ч.ч. 1, 5 ст. 24) в сферу его действия входит заключение лицами, которые в соответствии с указанным федеральным законом признаются заказчиками, любых гражданско-правовых договоров (контрактов), предусматривающих поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, к которым этот федеральный закон не применяется.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Из приведенных норм следует, что заказчик по общему правилу определяет контрагентов конкурентными способами и лишь при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может осуществлять закупку у единственного контрагента, то есть без проведения конкурентных процедур.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) заявитель, аккредитованное лицо обязаны заключить договор на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с данным законом, с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации, прошедшего отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом N 412-ФЗ, или с экспертной организацией, с которой эксперт по аккредитации, прошедший отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с данным Законом, осуществляет взаимодействие в соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона N 412-ФЗ. Причем выбор экспертной организации осуществляется не заявителем. Соответствующий порядок установлен положениями Закона N 412-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона N 412-ФЗ подтверждение компетентности аккредитованного лица проводится либо в форме выездной, либо в форме документарной и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, в рамках которой по смыслу ч. 8, ч. 10-12 ст. 24 Закона N 412-ФЗ проводятся экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации. Указанные экспертизы, согласно ч. 8 ст. 24 Закона N 412-ФЗ, проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты и которая формируется в соответствии с ч.ч. 6-10 ст. 17 Закона N 412-ФЗ, в частности, руководителем экспертной группы является эксперт по аккредитации, отбор которого осуществляется национальным органом по аккредитации, в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 23.05.2014 N 287 (ч. 7 ст. 17 Закона N 412-ФЗ). Состав экспертной группы определяется национальным органом по аккредитации на основании предложений эксперта по аккредитации о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертизы представленных заявителем документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации, из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов (ч. 8 ст. 17 Закона N 412-ФЗ).
Таким образом, предусмотренный Законом N 412-ФЗ порядок предполагает, что заявитель обязан заключить договор на оказание услуг, необходимых для предоставления соответствующих государственных услуг, с тем лицом, которое будет определено национальным органом по аккредитации. Это исключает возможность использования заявителем в целях заключения такого договора любых предусмотренных Законом N 44-ФЗ конкурентных способов определения контрагента. Содержащийся же в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ перечень случаев, когда закупка может осуществляться у единственного контрагента, не предусматривает соответствующего специального основания для заключения договора с единственным контрагентом.
Кроме того, нельзя не отметить, что размер платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений и за проведение выездной экспертизы определяется в соответствии с требованиями Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 653. Этот порядок исключает возможность применения заявителем (заказчиком) требований Закона N 44-ФЗ и в части определения цены контракта.
В связи с этим отметим, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Как прямо следует из приведенных выше норм, закупка заказчиками товаров, работ и услуг сопровождается заключением гражданско-правового договора. Иными словами, отношения между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по своему характеру являются гражданско-правовыми: они основаны на добровольном установлении сторонами гражданских прав и обязанностей на основании договора, свободном определении условий договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 420, п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ), разумеется, с учетом требований, которые установлены Законом N 44-ФЗ. Следовательно, Законом N 44-ФЗ регулируются не любые отношения, связанные с наличием у заказчика расходных обязательств, а лишь те, которые возникают из гражданско-правовых отношений и, соответственно, оформляются путем заключения гражданско-правового договора. Представляется очевидным, что нормы этого федерального закона неприменимы к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, поскольку такие отношения урегулированы непосредственно соответствующими нормами административного характера и не предполагают достижения сторонами какого-либо соглашения об условиях исполнения обязательств.
На наш взгляд, вышеизложенные основания свидетельствуют о неприменимости положений Закона N 44-ФЗ и к отношениям, описанным в вопросе. Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письма от 22.12.2016 N Д28и-3508, от 14.10.2016 N Д28и-2695, от 14.07.2016 N Д28и-1812, от 23.06.2016 N Д28и-1566, от 10.03.2016 N Д28и-627, от 03.06.2015 N Д28И-1438, от 10.02.2015 N Д28и-167, от 16.01.2015 N Д28и-59). В связи с этим учреждение вправе заключить договор на оказание экспертных услуг в целях подтверждения компетентности аккредитованного лица, руководствуясь только положениями гражданского законодательства. Сведения о таком договоре размещать в ЕИС и реестре контрактов не нужно. Не войдет эта закупка и в совокупный годовой объем закупок заказчика, так как таковым является утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для совершения заказчиком закупок, осуществляемых именно в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.