Новости и аналитика Новости Прожиточный минимум, пенсии, зарплаты и другие планы государства на 2024 год
Выбор редакции

Прожиточный минимум, пенсии, зарплаты и другие планы государства на 2024 год

Прожиточный минимум, пенсии, зарплаты и другие планы государства на 2024 год - ГАРАНТ.РУ
© BiancoBlue / Фотобанк Фотодженика

27 ноября Президент РФ подписал закон о федеральном бюджете на ближайшие три года и пакет сопутствующих ему законов. Так:

  • с 1 января 2024 г. величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения установлена в размере 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб., детей - 14 989 руб. (напомним в связи с этим, что прожиточный минимум в целом по РФ предназначается, в частности, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат);
  • МРОТ с 1 января 2024 года увеличится до 19 242 руб. в месяц;
  • с 01.01.2024 стоимость одного пенсионного коэффициента увеличится до 133,05 руб., размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - до 8 134,88 руб.
  • предусмотрено повышение "военных" пенсий с 1 октября 2024 г. за счет установления с указанной даты размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на уровне 89,32%. Это повлечет увеличение реального размера пенсии с 01.10.2024 на 4,5% (см. подробнее).

В то же время принято решение о том, что в следующем году не будет осуществляться индексация:

  • месячных окладов судей;
  • фонда оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Госдумы;
  • окладов месячного денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы.

Напомним, что первоначально планировалось не индексировать также:

  • оклады месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел;
  • месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями и месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих;
  • оклады месячного денежного содержания сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах.

Однако в ходе рассмотрения законопроектов соответствующие положения из их текстов были исключены.

Кроме того, законами из "бюджетного пакета":

  • до 1 января 2027 года приостанавливается действие Закона о базовой стоимости необходимого социального набора (она используется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой должно осуществляться восстановление сбережений граждан РФ, размещенных во вклады в Сберегательном банке в период до 20 июня 1991 года). Действие данного закона приостанавливалось ежегодно с 2003 г. - в связи с отсутствием источников финансового обеспечения, отсутствием правового регулирования применения долгового рубля, а также в связи с отсутствием федеральных законов, предусматривающих перевод вкладов в целевые долговые обязательства Российской Федерации (см. об этом подробнее в пояснительной записке к проекту рассматриваемого федерального закона);
  • утверждены бюджет Социального фонда России на трехлетний период, бюджет ФОМС на 2024-2026 гг., а также установлены особенности функционирования в 2024 году системы обязательного медицинского страхования в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, определены источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в этих регионах.

Дополнительно о параметрах федерального бюджета на ближайшие три года см. в Информации Минфина России от 27 ноября 2023 г.

К сведению: также 27.11.2023 подписан подготовленный в составе "бюджетного пакета" закон, который изначально предполагал внесение в Налоговый кодекс РФ изменений по НДС, НДПИ и акцизам, а впоследствии был существенно расширен. Среди важных новшеств - изменение сроков подачи уведомления по НДФЛ и уплаты налога; расширение круга взаимозависимых лиц; изменение порядка доначисления налогов в случае выявления нерыночных цен в сделках; повышение штрафов по трансфертному ценообразованию и за непредставление отчетности по контролируемым сделкам и др.