Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация применяет пониженную ставку НДС 5% при УСН. Как начислять НДС при безвозмездной (бесплатной) передаче физическим лицам (неопределенному кругу лиц)?

Организация применяет пониженную ставку НДС 5% при УСН. Как начислять НДС при безвозмездной (бесплатной) передаче физическим лицам (неопределенному кругу лиц)?

Организация применяет пониженную ставку НДС 5% при УСН. Как начислять НДС при безвозмездной (бесплатной) передаче физическим лицам (неопределенному кругу лиц)?
При этом передаются цветы, купленные у самозанятого, распространяется книжная продукция в рекламных целях, напечатанная у поставщиков, один из которых является плательщиком НДС, а другой нет.
Какой код операции указать в счете-фактуре и книге продаж при бесплатном распространении: 01, так как безвозмездная передача приравнена к реализации товаров с точки зрения НДС, или 10 - безвозмездная передача товаров и услуг?
Также в рамках договора организация передает бесплатные экземпляры для клиентов - юридических лиц, которые оплачивают рекламу в этих журналах.
Является ли это безвозмездной передачей?

Согласно ст. 146 НК РФ безвозмездная передача товаров признается реализацией в целях НДС. Налоговая база при безвозмездной передаче определяется как рыночная стоимость передаваемых товаров без включения НДС исходя из ст. 154 и 105.3 НК РФ. Поэтому не имеет значения, по какой цене передавал продукцию поставщик, начислял ли он на стоимость передачи НДС или нет.

Правда, в письме Минфина России от 26.07.2021 N 03-03-06/1/59638 высказано мнение, что в случае невозможности определения рыночной цены указанных рекламных товаров налоговую базу по НДС, по мнению Минфина России, следует определять как стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу. Но такой подход считаем рискованным.

Ставка НДС при безвозмездной передаче соответствует ставке, применяемой при обычной реализации таких товаров (ст. 164 НК РФ). То есть в данном случае пять процентов.

Это относится как к цветам, так и к книжной продукции, распространяемой в рекламных целях неопределенному кругу лиц.

Согласно официальной позиции (смотрите, например, письма Минфина России от 26.07.2021 N 03-03-06/1/59638, от 12.07.2019 N 03-07-11/51818, от 20.07.2017 N 03-07-11/46167) бесплатная передача товаров в рекламных целях рассматривается как их реализация, которая облагается НДС на основании подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ с учетом подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обратите внимание, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 300 руб., не облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В счете-фактуре и книге продаж при безвозмездной передаче считаем правильным указать код операции согласно приказу ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@: Код 10 - безвозмездная передача товаров и услуг.

Передача бесплатных экземпляров для клиентов юридических лиц, которые оплачивают рекламу в этих журналах, по сути является безвозмездной передачей. Но надо учитывать, что она производится в рамках договоров о размещении рекламы и не носит отдельной предпринимательской цели.

Полагаем, что здесь можно исходить из следующего.

Распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве, не может рассматриваться как операция, формирующая самостоятельный объект налогообложения. На это в свое время указал Пленум ВАС РФ (п. 12 Постановления от 30.05.2014 N 33).

Листовки, каталоги, брошюры и прочая полиграфическая продукция - рекламные материалы, не имеющие самостоятельной потребительской ценности (в собственном качестве их реализовать нельзя). Соответственно, объект обложения при их раздаче отсутствует, а НДС - не начисляется (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), причем, как указал Минфин России, вне зависимости от величины расходов на приобретение (создание) таких материалов (письмо от 23.12.2015 N 03-07-11/75489).

Правда, при таком подходе есть определенный риск. Смотрите Вопрос: НДС при бесплатной раздаче каталогов действующим покупателям (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2025 г.).

Если налогоплательщик не станет рисковать и будет облагать НДС эту передачу как безвозмездную, то в отношении нее не применяется льгота в отношении передачи рекламной продукции в пределах 300 руб.

Смотрите материал: Рекламная раздача товаров: о начислении, вычете и учете НДС в целях налоговых расходов (Н.Н. Луговая, журнал "НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 апреля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.