Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Нарушение законодательства о контрактной системе совершено работником в июле 2020 года. Районной прокуратурой проведена проверка деятельности в сфере закупок на ЕИС. По результатам проверки выдано предписание от 21.04.2021 об устранении замечаний и привлечении к ответственности виновных лиц. Работник, к которому должно быть применено дисциплинарное взыскание, находится в отпуске по беременности и родам с 16.04.2021. Имеет ли право работодатель применить к работнику дисциплинарное взыскание за данное нарушение?

Нарушение законодательства о контрактной системе совершено работником в июле 2020 года. Районной прокуратурой проведена проверка деятельности в сфере закупок на ЕИС. По результатам проверки выдано предписание от 21.04.2021 об устранении замечаний и привлечении к ответственности виновных лиц. Работник, к которому должно быть применено дисциплинарное взыскание, находится в отпуске по беременности и родам с 16.04.2021. Имеет ли право работодатель применить к работнику дисциплинарное взыскание за данное нарушение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности к работнику не может быть применено дисциплинарное взыскание.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью третьей ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Как разъяснено в п. 34 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2), под днем обнаружения проступка следует считать день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Наряду с этой нормой частью четвертой ст. 193 ТК РФ установлено, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Однозначного определения понятия "проверка финансово-хозяйственной деятельности" или "ревизия" ни в трудовом законодательстве, ни в разъяснениях уполномоченных органов и высших судебных инстанций не дано.
Обращаем внимание, что Трудовой кодекс РФ не уточняет, что следует понимать под ревизией в данном случае. В судах ревизия, которая упомянута в обозначенной норме, рассматривается как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности (смотрите, например, решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 02.06.2015 по делу N 12-267/2015, решение Советского районного суда г. Рязани Рязанской области от 11.02.2014).
Суды также указывают, что любые проверки, предметом которых являются не финансово-хозяйственные вопросы, а иные аспекты деятельности работодателя, не могут рассматриваться в качестве основания для применения двухлетнего срока наложения дисциплинарного взыскания, даже если проступок был обнаружен в ходе такой проверки. Так, например, Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в определении от 08.09.2010 N 33-579/10 указал, что в ходе проверки Государственной инспекции труда контролируется соблюдение трудового законодательства, и такая проверка не является ревизией, проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности общества или аудиторской проверкой. Хабаровский краевой суд в определении от 17.08.2011 N 33-5757/2011 отметил, что за проступок, обнаруженный в ходе проверки основной деятельности учреждения, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Нет в трудовом законодательстве и легального определения понятия "проверка финансово-хозяйственной деятельности".
Среди экспертов и судей существует распространенное мнение, что по смыслу части четвертой ст. 193 ТК РФ проверкой финансово-хозяйственной деятельности может считаться не любая проверка, а только проверка, осуществляемая на основании и во исполнение федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, проводимая по решению уполномоченных органов работодателя или внешних органов с соблюдением определенной, установленной правовыми актами, процедуры (по аналогии с упоминаемыми в той же статье аудиторскими проверками). В противном случае работодатель имел бы возможность произвольно продлевать срок привлечения работников к дисциплинарной ответственности, назначая проверки финансово-хозяйственной деятельности по своему усмотрению. Следовательно, проверками финансово-хозяйственной деятельности могут считаться, например, проверки, проводимые по решению ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пп. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). К ревизиям и проверкам для целей части четвертой ст. 193 ТК РФ следует относить проверки, проводимые уполномоченными законом органами государственной власти, в том числе внепланового "разового" характера (определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10.11.2010 N 33-34816).
В рассматриваемой ситуации, по результатам проверки районной прокуратуры по исполнению законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и не могут относиться к проверкам финансово-хозяйственной деятельности (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2019 по делу N 8Г-2325/2019, определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.10.2013, апелляционное определение Московского городского суда от 20.12.2012 N 11-23921/12).
Таким образом, порядок применения дисциплинарных взысканий не нарушен, только если соблюдены оба срока: и срок со дня обнаружения, и срок со дня совершения проступка. В рассматриваемой ситуации предельный шестимесячный срок привлечения к дисциплинарной ответственности исчисляемый с момента совершения проступка (июль 2020), поэтому привлечь работника к дисциплинарной ответственности в данном случае нельзя.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Сроки применения дисциплинарного взыскания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

17 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.