Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Прокуратура проводит проверку исполнения законов в области противодействия коррупции. Она запросила копии справок о доходах муниципальных служащих. Вправе ли прокуратура запрашивать такие данные, или сотрудники прокуратуры должны провести проверку на месте? Не нарушается ли Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"? Если можно отказать в таком запросе, то на какие нормативные акты нужно ссылаться?

Прокуратура проводит проверку исполнения законов в области противодействия коррупции. Она запросила копии справок о доходах муниципальных служащих. Вправе ли прокуратура запрашивать такие данные, или сотрудники прокуратуры должны провести проверку на месте? Не нарушается ли Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"? Если можно отказать в таком запросе, то на какие нормативные акты нужно ссылаться?

Обработка персональных данных*(1) по общему правилу требует согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон N 152-ФЗ). В отсутствие согласия гражданина его персональные данные можно обрабатывать только в случаях, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
Так, например, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Предоставление персональных данных по запросу прокуратуры является частным случаем обработки конфиденциальной информации (п. 6 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Пунктом 1 ст. 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены п.п. 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре. На основании п. 2.1 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Единый порядок обработки персональных данных граждан в органах прокуратуры РФ регламентирован Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2013 г. N 506 (далее - Инструкция). В п. 1.3 Инструкции приведен перечень сведений о субъекте персональных данных, которые прокуроры могут истребовать при осуществлении своих полномочий. При этом перечень сформулирован неисчерпывающим образом.
Таким образом, действующее законодательство предполагает доступ прокуроров к любой информации о субъекте персональных данных. Неисполнение законного требования прокурора образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (решение Тверского областного суда от 07 августа 2019 г. по делу N 7-160/2019, постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2020 г. по делу N 16-644/2020, решение Красноярского краевого суда от 14 сентября 2017 г. по делу N 7п-428/2017, постановление Качканарского городского суда Свердловской области от 03 июля 2016 г. по делу N 5-39/2016).
Кроме того, отказ в предоставлении прокурору запрашиваемой информации может быть признан незаконным на основании решения суда (решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20 февраля 2019 г. по делу N 2а-59/2019, кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2020 г. по делу N 8а-5133/2020[88а-6394/2020], решение Ононского районного суда Забайкальского края от 15 июня 2018 г. по делу N 2а-168/2018).

К сведению:
Пунктом 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции означает деятельность, направленную на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (подпункты "а", "б" п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ).
Анализ правовых норм данного закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения службы.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Закона N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

21 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).