Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как рассчитать амортизацию по зданию, которое ставится на баланс казенного учреждения по результатам инвентаризации, как ранее неучтенный объект?

Как рассчитать амортизацию по зданию, которое ставится на баланс казенного учреждения по результатам инвентаризации, как ранее неучтенный объект?

Казенное учреждение поставило на баланс здание (1989 года постройки), выявленное при инвентаризации в феврале 2025 года. Справедливая стоимость определена оценочной компанией. Здание все это время использовалось как часть другого здания, которое состоит на балансе учреждения с 1988 года и остаточная стоимость которого равна нулю. Разукомплектации и исправления ошибок прошлых лет не будет. По рекомендации учредителя здание было принято на баланс как неучтенный объект, выявленный при инвентаризации.
Как рассчитать амортизацию по зданию, принятому на баланс учреждения по результатам инвентаризации как ранее неучтенный объект?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Амортизация по ранее неучтенному объекту недвижимости, принятому в казенном учреждении к бюджетному учету по результатам инвентаризации, должна начисляться в общеустановленном порядке, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету, исходя из срока его полезного использования, определенного профильной комиссией с учетом срока фактической эксплуатации объекта.

Обоснование вывода:

Принятие объектов к бюджетному учету в состав основных средств в казенном учреждении осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

Согласно п. 7 Инструкции N 162н оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 0 401 10 199 "Доходы от прочих безвозмездных неденежных поступлений". Однако отметим, что принятие к учету объектов недвижимого имущества, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (п. 36 Инструкции N 157н). До момента государственной регистрации права оперативного управления такие объекты учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п. 333 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 01.02.2019 N 02-06-10/6001).

Каких-либо особенностей начисления амортизации в отношении оприходованных по результатам инвентаризации и неучтенных ранее основных средств ни Стандарт "Основные средства", ни Инструкция N 157н не содержат. Исключений для таких объектов также нет.

Пунктом 23 Стандарта "Государственная (муниципальная) казна" и п. 94 Инструкции N 157н предусмотрена единственная ситуация, в которой может быть произведено "доначисление" по объекту ранее не начисленной амортизации - закрепление за учреждением на праве оперативного управления основного средства, которое ранее находилось в составе имущества казны и по которому в этот период времени амортизация не начислялась. В остальных случаях, если амортизация по объекту по каким-либо причинам не начислялась (в том числе если объект не учитывался на балансе), ее "доначисление" не производится (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 27.05.2015 N 02-06-10/30485).

В рассматриваемой ситуации, учитывая обстоятельства, срок фактической эксплуатации объекта может превышать срок полезного использования, установленный для объектов, отнесенных в десятую амортизационную группу, исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Однако сам факт отнесения имущества в состав основных средств, по сути, означает, что в казенном учреждении объект будет использоваться в процессе деятельности как минимум в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Поэтому в данном случае для корректного расчета амортизации профильной комиссии казенного учреждения необходимо установить срок полезного использования ранее неучтенного объекта недвижимости. При этом отметим, что какого-либо специального порядка определения срока полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, действующее законодательство не устанавливает.

Согласно п. 35 Стандарта "Основные средства" срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из:

а) ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств;

б) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- иных ограничений использования этого объекта, в том числе установленных согласно законодательству РФ;

- гарантийного срока использования объекта.

Кроме того, подпунктом "б" п. 35 Стандарта "Основные средства" для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций, предусмотрено, что срок полезного использования определяется с учетом срока фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации.

Учитывая тот факт, что принимаемый к учету объект недвижимости ранее уже эксплуатировался, полагаем, что срок полезного использования здания, принимаемого к бюджетному учету по результатам инвентаризации, может определяться в общеустановленном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации объекта. Однако исходя из того, что правовыми актами прямо не определены положения по порядку определения срока полезного использования бывших в эксплуатации объектов основных средств (с учетом фактического срока его эксплуатации ранее), конкретный порядок целесообразно установить в учетной политике казенного учреждения.

По общему правилу начисление амортизации объекта основных средств осуществляется следующим образом:

- начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бюджетному учету (п. 33 Стандарта "Основные средства");

- прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания (выбытия его из бюджетного учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта основных средств стала равной нулю (п. 34 Стандарта "Основные средства").

Обратим внимание, что согласно п. 86 Инструкции N 157н начисление амортизации начинается именно первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится ежемесячно до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бюджетного учета).

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах амортизация по ранее неучтенному зданию, принятому к бюджетному учету по результатам инвентаризации, по нашему мнению, может начисляться в общеустановленном порядке исходя из срока его полезного использования, определенного с учетом срока фактической эксплуатации объекта. Определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов входит в компетенцию комиссии казенного учреждения по поступлению и выбытию активов и осуществляется в порядке, предусмотренном п. 35 Стандарта "Основные средства".

Вместе с тем считаем, что казенному учреждению целесообразно обсудить с учредителем решение о принятии здания как ранее неучтенного объекта по результатам инвентаризации. По нашему мнению, существуют риски, что контролирующие органы могут не согласиться с таким подходом и классифицировать отражение данной ситуации, например, в качестве исправления ошибки прошлых лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

12 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.