Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Вправе ли органы местного самоуправления городского поселения производить за счет средств местного бюджета ремонтные работы на объектах системы холодного водоснабжения, которые поставлены на учет в качестве бесхозяйных вещей?

Вправе ли органы местного самоуправления городского поселения производить за счет средств местного бюджета ремонтные работы на объектах системы холодного водоснабжения, которые поставлены на учет в качестве бесхозяйных вещей?

На территории городского поселения выявлены бесхозяйные системы холодного водоснабжения, которые в установленном порядке поставлены на учет в качестве бесхозяйных вещей. В муниципальной казне или на балансе в бюджетном учете муниципальных организаций данные объекты пока не числятся (собственник еще не определен).
Имеет ли право орган местного самоуправления городского поселения осуществлять ремонт таких бесхозяйных объектов системы холодного водоснабжения за счет средств местного бюджета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В общем случае у органов местного самоуправления городского поселения отсутствуют основания для проведения ремонта в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения за счет средств местного бюджета.

Обоснование позиции:

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 1 и абзац первый п. 3 ст. 225 ГК РФ).

На основании абзаца второго п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения. Это соотносится с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, согласно которой полномочия органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения включают среди прочего организацию водоснабжения населения (в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств), а также определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Обращаем внимание, что осуществление органами местного самоуправления поселения необходимых действий, связанных с постановкой бесхозяйной недвижимой вещи на учет, вовсе не означает, что по истечении установленного срока право собственности на такую вещь будет признано судом именно за указанным поселением. Напротив, абзац третий п. 3 ст. 225 ГК РФ допускает отказ в признании на бесхозяйную недвижимую вещь права муниципальной собственности, если суд придет к выводу о наличии у имущества другого собственника.

Между тем в силу ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, представляющих собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ), законом специально разрешен вопрос об их эксплуатации в период до их передачи надлежащему собственнику.

Так, ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ определено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивается водоснабжение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 этого же Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Более того, сообразно требованию ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей холодное водоснабжение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством России.

Иными словами, в рамках действующего нормативно-правового регулирования органы местного самоуправления передают выявленные бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения по передаточному акту гарантирующей организации либо организации, осуществляющей холодное водоснабжение, именно на эти организации возлагается обязанность нести расходы по эксплуатации бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения вплоть до выявления собственника.

Заметим, что установленная законом обязанность принять бесхозяйный объект централизованной системы водоснабжения для эксплуатации и обслуживания гарантирующей организацией путем подписания передаточного акта не ставится в зависимость от качества (дефектности) объекта: на это указано, например, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2020 г. N 18АП-12281/20 по делу N А34-2078/2018.

Из взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ст. 10 и ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ усматривается, что обязанность надлежащим образом обеспечивать водоснабжение в соответствии с применимыми требованиями путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения (включая отдельные их объекты, принятые на учет в качестве бесхозяйных вещей) так или иначе возлагается на организации, осуществляющие водоснабжение, или иных лиц, непосредственно эксплуатирующих обозначенные системы.

На наш взгляд, осуществление органами местного самоуправления городского поселения мероприятий по ремонту бесхозяйных объектов системы холодного водоснабжения в рамках предоставленных им полномочий по решению вопросов местного значения можно представить себе лишь в случае уклонения гарантирующей организации, организации, эксплуатирующей систему холодного водоснабжения, от исполнения своих обязательств, если непринятие необходимых мер может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности в городском поселении, но в конечном счете отвечать за невыполнение возложенных на нее обязанностей все равно придется гарантирующей организации или организации, эксплуатирующей систему холодного водоснабжения.

Если выявленные бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения в настоящее время никем не эксплуатируются и вообще не могут быть использованы для водоснабжения населения (что исключает их передачу организации, осуществляющей холодное водоснабжение), у органов местного самоуправления также, по существу, не имеется оснований для несения расходов на их содержание, поскольку фактически это имущество не задействовано для решения соответствующего вопроса местного значения, а собственником этого имущества муниципальное образование не является.

При таких обстоятельствах, по нашему мнению, в общем случае у органов местного самоуправления городского поселения отсутствуют основания для проведения ремонта в отношении бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения за счет средств местного бюджета, поскольку законом соответствующая обязанность возложена на иных лиц.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Вопрос: Кто должен проводить ремонт участка сетей водоснабжения, проходящего через земельный участок учреждения, но отсутствующий на его балансе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2024 г.);

- Вопрос: Кто обслуживает бесхозяйные сети водоснабжения и канализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.);

- Вопрос: Необходимо ли подписывать передаточный акт при передаче бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию гарантирующей организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Попкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

21 февраля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.