Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии правильно оформленного документа о приемке у учреждения есть все основания для принятия денежных обязательств и их оплаты. Кроме того, указанные документы являются основанием для учета операций по принятию к учету нефинансовых активов (увеличению первоначальной (балансовой) стоимости нефинансовых активов). Каких-либо дополнительных сопроводительных документов (счетов на оплату) не требуется, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора или не следует из особенностей сделки.
Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ; п. 20 Стандарта "Концептуальные основы"). Следует отметить, что счет на оплату - это специальный документ, не обязательный к применению, который содержит в себе лишь банковские реквизиты получателя платежа, сумму и назначение оплаты. То есть, по сути, счет не является первичным учетным документом, а фиксирует лишь намерение, но не сам факт хозяйственной операции.
Общий порядок осуществления электронного актирования в единой информационной системе (ЕИС) установлен ч. 13, ч. 14 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и заключается в том, что стороны подписывают структурированный документ о приемке, сформированный с использованием ЕИС, который должен содержать сведения, указанные в п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Указанный документ формирует поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте.
Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из требований п. 13 ч. 2, ч. 3, ч. 9 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, документ о приемке, подписанный с использованием ЕИС, а также информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов в день подписания документа о приемке. Данные, содержащиеся в такой информации и документе о приемке, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Как указано в письме Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375, документ о приемке в электронной форме является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства.
Отметим, что электронное актирование в обязательном порядке применяется с 01.01.2022 при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, в том числе закрытых электронных процедур (за исключением случая, предусмотренного п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях применение электронного актирования является правом заказчика. Кроме того, условиями типового контракта может быть предусмотрено формирование и подписание контрагентом структурированного документа о приемке в ЕИС вместо товарной накладной, акта приема-передачи товара по контракту (этапу) или акта об исполнении обязательств по контракту (этапу) на бумажных носителях (смотрите, например, абзац седьмой п. 5.3 (вариант 1) и п. 6.7 Типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.01.2021 N 15н). Следовательно, даже при отсутствии соглашения об электронном документообороте требования об электронной приемке могут быть установлены непосредственно заключенным договором, а также Законом N 44-ФЗ. При этом даже в случае отсутствия требований в договоре или в законодательстве о закупках, если сторонами проведена электронная приемка и все документы оформлены корректно и подписаны, у бухгалтерской службы нет оснований для отказа от приема к учету и оплаты указанных документов, так как документ о приемке в электронной форме является документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства.
Таким образом, при наличии правильно оформленного документа о приемке у учреждения есть все основания для принятия денежных обязательств и их оплаты. Кроме того, указанные документы являются основанием для учета операций по принятию к учету нефинансовых активов (увеличению первоначальной (балансовой) стоимости нефинансовых активов). Каких-либо дополнительных сопроводительных документов (счетов на оплату) не требуется, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора или не следует из особенностей сделки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
30 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.