Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работникам поручалось выполнение в основное рабочее время также и бригадирских обязанностей, не предусмотренных их трудовой функцией, с доплатой; другие документы на совмещение не оформлялись. Сейчас работодатель вводит отдельную должность бригадира и хочет прекратить совмещение. Что делать?

Работникам поручалось выполнение в основное рабочее время также и бригадирских обязанностей, не предусмотренных их трудовой функцией, с доплатой; другие документы на совмещение не оформлялись. Сейчас работодатель вводит отдельную должность бригадира и хочет прекратить совмещение. Что делать?

На предприятии длительное время функционирует бригада. Официально бригада не создавалась (не было приказа), но выбранные из членов бригады два бригадира (не назначались приказом руководителя) фактически получали доплату. В штатном расписании ставки бригадиров также не было. Эти условия соответствовали ранее утвержденному Положению о бригаде.
В связи с возникновением конфликтной ситуации в цехе руководителем предприятия было принято решение изменить Положение о бригаде, в соответствии с которым бригадир назначается приказом генерального директора на освобожденной основе или на условиях совмещения.
Каким образом в настоящий момент произвести оформление трудовых отношений членов бригады и бригадира, учитывая, что ранее исполняющие обязанности бригадиров рабочие будут заменены на нового сотрудника (бригадира в единственном лице)?

Согласно ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Условие о трудовой функции работника является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).

Работодатель не вправе требовать от работника выполнения им работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). В свою очередь, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (часть вторая ст. 21 ТК РФ), а от выполнения иных обязанностей он вправе отказаться (ст. 379 ТК РФ). При этом работник вправе требовать от работодателя предоставления ему той работы, которая обусловлена трудовым договором (часть первая ст. 21 ТК РФ).

В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Такая дополнительная работа оформляется соглашением сторон трудового договора, не являющимся дополнительным к нему, и приказом работодателя. По общему правилу для оформления совмещения совмещаемая должность должна существовать в штатном расписании, однако некоторые суды признают возможным выполнение допработы и по должности, которая в штатном расписании отсутствует*(1).

В случае, если работник или работодатель по какой-то причине не желают продолжения выполнения такой работы, любой из них вправе прекратить такое совмещение, письменно известив другую сторону не менее чем за три дня*(2). Тот факт, что первоначальное поручение работникам совмещения не было оформлено документально корректно, не влияет на право работника или работодателя прекратить совмещение в любой момент.

Соответственно, если у работодателя пропала потребность в выполнении указанными в вопросе сотрудниками дополнительной "бригадирской" работы, он вправе известить работников о прекращении совмещения не менее чем за три дня. После окончания совмещения указанная работа может быть поручена другому сотруднику (как в порядке совмещения, так и путем заключения отдельного трудового договора, в зависимости от намерений сторон).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

25 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Вопрос: В учреждении у бухгалтера, замещающего одну из штатных единиц бухгалтерии, фактически нет объема работы. В большей степени в учреждении необходима должность экономиста (которая в настоящий момент в штатном расписании отсутствует), поэтому трудовую функцию бухгалтера необходимо изменить. По документу об образовании сотрудник также имеет квалификацию экономиста, но трудовым договором, заключенным с ним, функции экономиста не предусмотрены. Сотрудник в данное время находится при исполнении обязанностей. Можно ли ввести в штатное расписание учреждения должность экономиста? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

 

*(2) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Прекращение совмещения и других видов дополнительной работы.