Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В соответствии с п. 67 приказа Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации" дубликат листка нетрудоспособности оформляется: - при наличии ошибок в листке нетрудоспособности (до дня выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам); - в случаях изменения причины временной нетрудоспособности. Значит ли это, что при изменении причины временной нетрудоспособности дубликат может оформляться и после выплаты пособия по листку? Какие сведения в таком случае работодатель должен будет направить в СФР?

В соответствии с п. 67 приказа Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации" дубликат листка нетрудоспособности оформляется: - при наличии ошибок в листке нетрудоспособности (до дня выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам); - в случаях изменения причины временной нетрудоспособности. Значит ли это, что при изменении причины временной нетрудоспособности дубликат может оформляться и после выплаты пособия по листку? Какие сведения в таком случае работодатель должен будет направить в СФР?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В случаях изменения причины временной нетрудоспособности дубликат листка нетрудоспособности может быть сформирован и после дня выплаты пособия. Работодатель в такой ситуации должен передать в СФР сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия, при наличии соответствующего запроса Фонда и в объеме, указанном в этом запросе.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено данным законом. На основании указанной нормы приказом Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н утверждены Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 67 Порядка, в частности, предусматривает, что в целях формирования дубликата листка нетрудоспособности взамен ранее сформированного листка нетрудоспособности медицинская организация по решению врачебной комиссии направляет сведения в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
- при наличии ошибок в листке нетрудоспособности (до дня выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам);
- в случаях изменения причины временной нетрудоспособности.
В случае формирования дубликата листка нетрудоспособности взамен ранее сформированного листка нетрудоспособности, медицинской организацией, формирующей дубликат, ранее сформированный листок нетрудоспособности подлежит аннулированию.
Действительно, наличие в этой норме оговорки о формировании дубликата листка нетрудоспособности при наличии в нем ошибок только до дня выплаты на его основании пособия и отсутствие такого уточнения в отношении случаев изменения причины временной нетрудоспособности позволяют, по нашему мнению, говорить о том, что при изменении причины временной нетрудоспособности дубликат больничного может быть сформирован независимо от того, было ли уже к этому моменту выплачено пособие. Обнаружить какую-либо судебную практику или разъяснения компетентных органов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данную точку зрения, нам не удалось.
Согласно части 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством РФ. На основании данной нормы постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 были утверждены Правила получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила). Данный документ в принципе не устанавливает какого-либо порядка действий СФР, работодателя и медицинской организации при формировании дубликата листка нетрудоспособности, а равно и обязанности работодателя предоставлять в такой ситуации какие-либо сведения. В пункте 21 Правил говорится лишь о том, что оператор информационной системы страховщика обеспечивает направление страхователю и в личный кабинет застрахованного лица на едином портале госуслуг информации об аннулировании листка нетрудоспособности. А, как уже отмечалось выше, аннулирование ранее выданного листка нетрудоспособности необходимо при формировании его дубликата.
В отсутствие какого-либо специального регулирования порядка взаимодействия между сторонами при формировании дубликата листка нетрудоспособности полагаем, что стороны должны руководствоваться теми же принципами взаимодействия, которые предусмотрены для случаев формирования нового листка. Так, после формирования медицинской организацией листка нетрудоспособности и размещения его в информационной системе страховщика СФР направляет информацию о его формировании работодателю и в личный кабинет застрахованного лица на портале госуслуг (п. 19 Правил). Аналогичным образом передается и информация о закрытии больничного (п. 21 Правил). Одновременно с данными о закрытии листка нетрудоспособности СФР может направить работодателю запрос о размещении в единой информационной системе сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, на выполнение которого у работодателя есть 3 рабочих дня со дня получения данных о закрытии больничного. Работодатель обязан передавать только те данные, которые были запрошены СФР. При наличии у Фонда необходимых сведений они у работодателя не запрашиваются (пп. 22, 23 Правил).
С учетом приведенных норм, полагаем, что и при формировании дубликата листка нетрудоспособности порядок действий должен быть таким же: СФР направляет работодателю и работнику информацию о формировании дубликата больничного и при необходимости запрашивает у работодателя сведения для назначения и выплаты пособия, а работодатель должен предоставить сведения в объеме, указанном в запросе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.