Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Необходима ли аккредитация испытательной лаборатории, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет производственный контроль вредных (физических) факторов производственной среды на рабочих местах для собственных нужд (делает замеры, выдает протоколы) и не оказывает данные услуги другим организациям?

Необходима ли аккредитация испытательной лаборатории, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет производственный контроль вредных (физических) факторов производственной среды на рабочих местах для собственных нужд (делает замеры, выдает протоколы) и не оказывает данные услуги другим организациям?

По нашему мнению, аккредитация собственной лаборатории, созданной в целях проведения производственного контроля условий труда, не требует аккредитации. При этом должна быть обеспечена периодическая поверка средств измерений. При этом результаты исследований такой лаборатории не могут быть учтены при проведении специальной оценки условий труда, а также не могут являться основанием для сокращения периодичности производственного контроля.

Обязанность осуществления производственного контроля индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) и юридическими лицами (далее - ЮЛ) в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг установлена статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).

Производственный контроль за условиями труда осуществляется ИП и ЮЛ в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды его обитания во время осуществления производственных процессов, в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 32 Закона N 52-ФЗ).

Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, далее - СП 1.1.1058-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля (далее - ПК) за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - СП и СПЭМ) и предусматривают обязанности ЮЛ и ИП по выполнению их требований.

В настоящее время происходит своего рода переходный период в регулировании этого круга вопросов. С одной стороны, действуют упоминавшиеся выше СП 1.1.1058-01, хотя в соответствии с пунктом 10 положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554) срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет. Таким образом, в 2016 г. срок действия данных Санитарных правил должен был истечь. С другой стороны, как разъяснил Роспотребнадзор (письмо от 15 февраля 2012 N 01/1350-12-32), норма п. 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ обладает прямым действием на всей территории РФ, вследствие чего санитарные правила СП 1.1.1058-01 действуют на территории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Представляется, что в данном случае необходимо было сослаться не на прямое действие нормы комментируемого закона, а на то, что федеральные законы по Конституции обладают безусловным верховенством в системе источников права, так что положение, продлевающее действие Санитарных правил, имеет приоритет по юридической силе перед императивом подзаконного акта о строго определенном сроке действия Санитарных правил (подробнее смотрите комментарий к Закону N 52-ФЗ).

Исходя из толкования пунктов 1.5, 2.1-2.2 СП 1.1.1058-01, ЮЛ и ИП в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В частности, осуществлять ПК, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, с целью контроля за соблюдением СП и гигиенических нормативов, выполнением СПЭМ при выполнении работ и оказании услуг. Согласно пункту 2.5 СП 1.1.1058-01 лабораторные исследования и испытания осуществляются ЮЛ, ИП самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Исходя из требований, установленных абзацем 3 подпункта "а" пункта 4.1 СП 1.1.1058-01, следует, что на основании результатов лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, может быть сокращена периодичность ПК, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ. Также такие результаты лабораторного ПК могут быть учтены при проведении специальной оценки условий труда.

Проверочные листы N 19, 35 также косвенно подтверждают необходимость наличия аккредитации только в случае применения организацией, проводящей специальную оценку условий труда (далее - СОУТ), результатов ПК за условиями труда во время проведения СОУТ, но не ранее чем за 6 месяцев до ее проведения (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда, далее - Закон N 426-ФЗ).

Таким образом, СП 1.1.1058-01 предусматривает проведение исследований именно в аккредитованных на такую деятельность лабораториях для целей сокращения периодичности проведения ПК, а также учета результатов ПК во время проведения СОУТ и не регламентирует обязательность наличия аккредитации собственной лаборатории предприятия для выполнения программы производственного контроля факторов рабочей среды на самом предприятии (смотрите также ответ Роспотребнадзора на официальном сайте). Так, в Решении Ковровского городского суда Владимирской области от 14.10.2021 по делу N 2а-2206/2021 изложено мнение, что причастие "аккредитованной" относится только к дополнению "иной лабораторией". Следовательно, лаборатория, принадлежащая хозяйствующему субъекту, не обязана иметь аккредитацию в национальной системе аккредитации. Данный вывод подтверждается в том числе правовой нормой, изложенной в пункте 2.5 СП 1.1.1058-01, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что при проведении самостоятельных лабораторных исследований и испытаний ЮЛ аккредитация собственной лаборатории не требуется. Однако иных аналогичных судебных решений нами не обнаружено.

Санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40, далее - СП 2.2.3670-20) дают более четкое понимание в отношении необходимости аккредитации собственных лабораторий. Так, пунктом 2.4 СП 2.2.3670-20 установлено, что ПК за условиями труда осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды. Лабораторные исследования и испытания при этом организуются хозяйствующим субъектом и проводятся испытательной лабораторией (центром), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Существует мнение Роспотребнадзора, согласно которому "...требование об аккредитации испытательных лабораторий в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к испытательным лабораториям, оказывающим услуги по проведению лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды в рамках производственного контроля другим организациям. В случае проведения лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды в рамках производственного контроля силами собственной лаборатории (принадлежащей хозяйствующему субъекту) аккредитация данной лаборатории не требуется". Кроме того, по мнению суда (смотрите Решение), как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", на который идет ссылка в пункте 2.4 СП 2.2.3670-20, проведение в целях контроля за условиями труда в рамках производственного контроля лабораторных исследований и испытаний собственной испытательной лабораторией (центром), принадлежащей хозяйствующему субъекту, и не оказывающей таких услуг другим хозяйствующим субъектам, к сфере регулирования данного нормативно-правового акта не относится".

Одновременно действуют и нормативные правовые акты, изданные органами Роспотребнадзора как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, в соответствии с пунктом 14.1.3 Методических указаний МУ 5.1.008-01 "Порядок и методика осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли" (утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001), наличие оборудованной и оснащенной производственной лаборатории, аттестации или аккредитации, соответствия области аккредитации (номенклатуры определяемых показателей) требованиям производственного контроля и (или) наличие договора (договоров) с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке, являются критериями оценки эффективности производственного контроля.

Согласно абзацу 5 пункта 2.3.2.7 Методических рекомендаций МР 2.2.0244-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда" (утверждены Роспотребнадзором 17.05.2021 (далее - МР 2.2.0244-21), измерения для м производственного контроля могут осуществляться только аккредитованными лабораториями. Однако данное утверждение основано на требованиях пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), а также возможности применения лабораторных данных ПК для целей СОУТ в соответствии с положениями Закона N 426-ФЗ, как было указано выше. Отметим, что МР 2.2.0244-21 также носят рекомендательный и информационный характер (смотрите п. 1.5 МР 2.2.0244-21).

Согласно подпункту 7 статьи 2 Закона N 102-ФЗ единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в РФ единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений является формой государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (п. 6 ст. 11 Закона N 102-ФЗ) наряду с поверкой средств измерений (п. 2 ст. 11 Закона N 102-ФЗ). Поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (п. 3 Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31.07.2020 N 2510).

То есть, по нашему мнению, единство измерений в целях ПК вредных физических факторов производственной среды на рабочих местах силами собственной лаборатории, в отсутствие ее аккредитации, может быть обеспечено посредством поверки средств измерения. Таким образом, по нашему мнению, в данной практической ситуации аккредитация собственной лаборатории не требуется. При этом должна быть обеспечена периодическая поверка средств измерений. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серебрякова Эльвира 

Ответ прошел контроль качества 

31 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.