Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В медицинском учреждении проведена СОУТ (по истечении пять лет и по новым должностям). Отчет утвержден приказом от 29.12.2022. Со стороны работодателя исполнены надлежащим образом обязанности, установленные Законом N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе по декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, уведомлению организации, проводившей СОУТ, о дате утверждения отчета, об ознакомлении с результатами отчета работников, по опубликованию информации по результатам СОУТ на сайте. Однако на стадии изменения трудовых договоров выяснился факт, что организацией, проводившей СОУТ, не направлены в нарушение ст. 18 закона N 426-ФЗ сведения о результатах СОУТ в информационную систему учета. При этом согласно ч. 2 ст. 7 Закона N 426-ФЗ установлено, что применять результаты СОУТ для установления условий труда и компенсаций для работников возможно при условии размещения сведений о СОУТ в информационной системе учета. Также после утверждения отчета установлено, что в самом отчете указан номер эксперта, под которым в реестре экспертов числится другой эксперт. Исполнитель поясняет, что нарушения допущены по технической ошибки, также не направил сведения по ст. 18 по причине кадровых перестановок, готов провести повторную СОУТ по договору безвозмездного оказания услуг. Легитимен ли отчет СОУТ при соблюдении требований работодателем, но при отсутствии сведений в информационной системе учета? Обязан ли работодатель применять данный отчет для установления класса вредности и гарантий по ТК РФ) (то есть вносить изменения в трудовые договоры и локальные акты)? Каковы риски привлечения к ответственности работодателя в такой ситуации? Какие действия предпринять работодателю по отношению к организации, проводившей СОУТ?

В медицинском учреждении проведена СОУТ (по истечении пять лет и по новым должностям). Отчет утвержден приказом от 29.12.2022. Со стороны работодателя исполнены надлежащим образом обязанности, установленные Законом N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе по декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, уведомлению организации, проводившей СОУТ, о дате утверждения отчета, об ознакомлении с результатами отчета работников, по опубликованию информации по результатам СОУТ на сайте. Однако на стадии изменения трудовых договоров выяснился факт, что организацией, проводившей СОУТ, не направлены в нарушение ст. 18 закона N 426-ФЗ сведения о результатах СОУТ в информационную систему учета. При этом согласно ч. 2 ст. 7 Закона N 426-ФЗ установлено, что применять результаты СОУТ для установления условий труда и компенсаций для работников возможно при условии размещения сведений о СОУТ в информационной системе учета. Также после утверждения отчета установлено, что в самом отчете указан номер эксперта, под которым в реестре экспертов числится другой эксперт. Исполнитель поясняет, что нарушения допущены по технической ошибки, также не направил сведения по ст. 18 по причине кадровых перестановок, готов провести повторную СОУТ по договору безвозмездного оказания услуг. Легитимен ли отчет СОУТ при соблюдении требований работодателем, но при отсутствии сведений в информационной системе учета? Обязан ли работодатель применять данный отчет для установления класса вредности и гарантий по ТК РФ) (то есть вносить изменения в трудовые договоры и локальные акты)? Каковы риски привлечения к ответственности работодателя в такой ситуации? Какие действия предпринять работодателю по отношению к организации, проводившей СОУТ?

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 426-ФЗ обязанность по передаче сведений в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну) возлагается на организацию, проводящую спецоценку.

Срок передачи сведений в информационную систему - десять рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, организация, проводившая СОУТ, в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов (ч. 3 ст. 18 Закона N 426-ФЗ).

В случае невыполнения организацией, проводящей СОУТ, обязанности по передаче сведений в информационную систему учета работодатель вправе самостоятельно передать в территориальный орган Роструда, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета (ч. 4 ст. 18 Закона N 426-ФЗ).

Согласно п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

При этом результаты проведения СОУТ для указанных целей могут применяться только при условии, что сведения о них внесены в информационную систему учета. Результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, очевидным является вывод о том, что в рассматриваемой ситуации работодатель вправе:

  • самостоятельно передать в территориальный орган Роструда результаты проведения СОУТ;
  • применить результаты отчета о проведении СОУТ, утвержденного 29.12.2022, с даты внесения сведений в информационную систему учета (ФГИС СОУТ). Данный вывод следует из разъяснений специалистов Роструда на официальном сайте (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", а также решение Шкотовского районного суда Приморского края от 14.06.2022. по делу N 2-946/2022).

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 45 нарушением установленного порядка проведения специальной оценки условий труда следует признавать невыполнение работодателем обязанностей, а также установленных в соответствии с названным федеральным законом обязательных требований к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам (в частности, пункты 2-5, 7 части 2 статьи 4, части 1-4 статьи 8, статьи 9, 11, части 10, 11 статьи 12, статья 15 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"). При этом обращено внимание судей на то, что нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, допущенное организацией, проводившей специальную оценку условий труда, подлежит квалификации по статье 14.54 КоАП РФ*(1).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном указанным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. А также имеет право обжаловать действия (бездействия) организации, проводящей СОУТ (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 426-ФЗ) (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2020 по делу N А53-11576/2020, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 11.03.2016 по делу N 12-77/2016, решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2016 по делу N А60-28625/2016). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина 

Ответ прошел контроль качества 

22 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ, утвержден приказом Минтруда России от 03.11.2015 N 843н.

Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используют Минтруд России, Роструд, СФР, Роспотребнадзор, налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда и страховщики в целях, указанных в ст. 7 Закона N 426-ФЗ (ч. 6 ст. 18 Закона N 426-ФЗ).

Организации, проводящие СОУТ и допустившие нарушение требований порядка передачи сведений, привлекаются к административной ответственности по ст. 14.54 КоАП РФ, санкция части 1 которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц от 70 000 до 100 000 рублей. Повторное совершение данного административного правонарушения, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Роструд в своем письме от 10.11.2015 N ТЗ/21577-3-3 разъясняет, что правонарушение возникает с момента непредставления организацией, проводящей СОУТ, сведений в течение 10 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки и что организации, проводящие СОУТ, могут привлекаться к административной ответственности за каждый факт непредставления сведений о результатах СОУТ.

Эксперт организации, проводившей СОУТ, совершивший при проведении СОУТ административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.54 КоАП РФ, несет административную ответственность как должностное лицо. Под экспертами в сфере проведения СОУТ понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ и имеющие сертификат эксперта на право выполнения указанных работ (ст. 351.3 ТК РФ, ст. 20 Закона N 426-ФЗ) (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ).