Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право С 01.01.2023 вступил в силу приказ от 16.12.2022 N 786 Министерства труда и социальной защиты РФ, которым утвержден ряд форм предоставления работодателем отчетности. 1. Является ли обязанностью работодателя предоставление перечисленной в приказе отчетности или это является рекомендацией? 2. Если это является обязанностью работодателей, за неисполнение требования какие существуют штрафные санкции? 3. Какие именно работодатели должны подавать такую отчетность? 4. Куда работодателем должна предоставляться отчетность: в центр занятости населения или на портал "Работа в России"? 5. В п. 4.1 приказа рекомендовано работодателям при изменении сведений, размещенных на Единой цифровой платформе, с целью их актуализации представлять соответствующую информацию в течение 1 рабочего дня. Речь идет именно об изменении уже размещенной информации? 6. В какие сроки работодатель должен изначально разместить, например, информацию об отпусках без сохранения заработной платы? Каким образом должна быть указана информация о дате начала и окончания отпусков без сохранения заработной платы, если на дату в организации количество работников, находящихся в отпуске б/с, составляет 10 человек с разными периодами, а в п. 14 и 15 формы приложения N 5 указаны поля для заполнения дат для одного работника? 7. Должны ли и в какие сроки передаваться сведения об организации дистанционной (удаленной работы), если, например, из 1000 работающих в организации человек на дистанционной работе находятся только 3 работника? Как должны указываться дата начала и окончания дистанционной работы, если для каждого работника эти даты разные?

С 01.01.2023 вступил в силу приказ от 16.12.2022 N 786 Министерства труда и социальной защиты РФ, которым утвержден ряд форм предоставления работодателем отчетности. 1. Является ли обязанностью работодателя предоставление перечисленной в приказе отчетности или это является рекомендацией? 2. Если это является обязанностью работодателей, за неисполнение требования какие существуют штрафные санкции? 3. Какие именно работодатели должны подавать такую отчетность? 4. Куда работодателем должна предоставляться отчетность: в центр занятости населения или на портал "Работа в России"? 5. В п. 4.1 приказа рекомендовано работодателям при изменении сведений, размещенных на Единой цифровой платформе, с целью их актуализации представлять соответствующую информацию в течение 1 рабочего дня. Речь идет именно об изменении уже размещенной информации? 6. В какие сроки работодатель должен изначально разместить, например, информацию об отпусках без сохранения заработной платы? Каким образом должна быть указана информация о дате начала и окончания отпусков без сохранения заработной платы, если на дату в организации количество работников, находящихся в отпуске б/с, составляет 10 человек с разными периодами, а в п. 14 и 15 формы приложения N 5 указаны поля для заполнения дат для одного работника? 7. Должны ли и в какие сроки передаваться сведения об организации дистанционной (удаленной работы), если, например, из 1000 работающих в организации человек на дистанционной работе находятся только 3 работника? Как должны указываться дата начала и окончания дистанционной работы, если для каждого работника эти даты разные?

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2022 N 786 (далее- приказ N 786) были внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.01.2022 N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" (далее - Приказ N 24). В частности, дополнен перечень форм сведений, предоставляемых работодателем в органы службы занятости населения в целях оперативного мониторинга состояния рынка труда в России, включены отдельные формы отчета об отпусках без сохранения зарплаты; об организации дистанционной (удаленной) работы; о введении режима простоя (приостановке производства).
При этом ни Приказ N 786, ни Приказ N 24 не упоминают об обязанности предоставления перечисленных в п. 1 Приказа N 24 форм отчетности. В преамбуле Приказа N 24 указано, что он утвержден в целях организации проведения оперативного мониторинга состояния рынка труда, в том числе представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее- Закон N 1032-I).
Указанная норма Закона N 1032-I устанавливает обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Специалисты Минтруда России указывают, что согласно абзацу третьему п. 3 ст. 25 Закона N 1032-I работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии всех свободных рабочих мест и вакантных должностей, а не только по вакансиям, связанным с квотированием рабочих мест для инвалидов (смотрите письма от 05.03.2022 N 16-6/ООГ-686 и от 25.10.2017 N 14-1/В-953). Аналогичной позиции часто придерживаются специалисты Роструда и судьи (смотрите ответы на портале "Онлайнинспекция.РФ", постановления Четвертого КСОЮ от 28.05.2021 N П16-3285/2021, Первого КСОЮ от 14.09.2020 N 16-5120/2020, определения Ставропольского краевого суда от 20.02.2019 N 33-1406/2019, Верховного Суда Республики Тыва от 30.05.2018 N 33-614/2018 и от 29.05.2018 N 33-610/2018). Точка зрения об обязанности всех работодателей сообщать обо всех вакансиях, а не только о вакансиях для инвалидов, является превалирующей в судебных и контролирующих органах.
Однако не все формы, приведенные в п. 1 Приказа N 24 (с учетом вступившего в силу Приказа N 786), по нашему мнению, являются обязательными к предоставлению в орган службы занятости*(1). Так, ни Законом N 1032-I, ни каким-либо иным нормативным актом не установлена обязанность работодателя по сообщению в органы занятости сведений о предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы или о выполнении ими работы дистанционным способом. При этом должность, по которой уже заключен трудовой договор с работником, хоть и временно отсутствующим, а также должность, обязанности по которой работник выполняет дистанционно, определенно нельзя считать вакантными. Поэтому, по нашему мнению, предоставление именно этих форм отчетов (Приложения N 4, N 5 к Приказу N 24) не является обязательным для работодателя и может считаться рекомендацией. Мнение о том, что подавать сведения о численности работников, находящихся на дистанционной (удаленной) работе, всего лишь рекомендуется, Минтруд уже высказывал ранее в письме от 29.06.2022 N 16-1/ООГ-2694.
Предоставление других форм отчетности обязательно для работодателя в силу требований п. 2, п. 3 ст. 25 Закона N 1032-I.
2. Согласно ст. 40 Закона N 1032-1 нарушение требований Закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время КоАП РФ предусматривает общую норму, устанавливающую ответственность за непредставление или несвоевременное направление, а также за представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления государственным органом, органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), его законной деятельности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (смотрите ст. 19.7 КоАП РФ).
Буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что, если обязанность по предоставлению тех или иных сведений (информации) не установлена законом, привлечь должностных лиц или организацию к ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ, нельзя. Как мы уже упоминали выше, обязательность формы отчетов, приведенных в Приложении N 4 и N 5 Приказа N 24, не установлена законом, поэтому за непредоставление этих форм отчетов в орган занятости, по нашему мнению, административная ответственность наступить не должна.
3. П. 2 и 3 ст. 25 Закона N 1032-1 не содержит исключений в требовании о предоставлении информации и сведений, указанных в этих нормах. Поэтому те формы отчетов из перечисленных в приказе N 24, которые должны содержать указанные в этих нормах ст. 25 Закона N 1032-1 сведения и информацию, по нашему мнению, должны предоставляться всеми работодателями независимо от численности работников.
4. Общий порядок предоставления сведений и информации из перечисленных в п. 3 части 25 Закона предусматривает, что организация вправе выбрать, размещать их на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее -далее также ЕЦП "работа в России"), или предоставлять такие сведения непосредственно в органы службы занятости (почтовым отправлением либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (смотрите п. 3 Правил представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576, далее - Правила). Однако работодатели, перечисленные в пп. 3.2 ст. 25 Закона такие сведения и информацию должны передавать только посредством их размещения на ЕЦП "Работа в России", в том числе с использованием единого портала госуслуг (смотрите также п. 5 Правил).
Из всех форм отчетов, поименованных в Приказе N 24, формы, указанные в приложениях NN 6, 7, 8 к Приказу N 24, содержат сведения и информацию, подпадающую под п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1. Соответственно, если работодатель не относится к категории лиц, указанных в пп. 3.2 ст. 25 Закона N 1032-1, эти формы отчетов он вправе подать непосредственно в центр занятости населения или на ЕЦП Работа в России, а если относится - то только путем размещения отчета на ЕЦП Работа в России. В отношении остальных форм отчетов, которые должны содержать сведения и информацию, которую работодатель обязан представлять, например, в силу п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1, нормативно определенного способа передачи не установлено. Полагаем, что и в отношении остальных форм отчетов работодатель должен руководствоваться пп. 3.2 ст. 25 Закона N 1032-1, пунктами 3 и 5 Правил.
5. Исходя из буквального толкования п. 4.1 Приказа N 24 мы приходим к выводу о том, что рекомендация, указанная в абзаце втором этого пункта, касается тех ситуаций, когда происходит изменение сведений и информации, уже размещенных на ЕЦП "Работа в России".
6,7. Сроков для первого размещения информации об отпусках без сохранения заработной платы (Приложение N 5 к Приказу N 24), а также об организации дистанционной (удаленной) работы (Приложение N 4 к Приказу N 24) на ЕЦП "Работа в России" после вступления в силу Приказа N 786 не установлено. Как мы уже упоминали в самом начале ответа, по нашему мнению, форма отчетности, указанная в Приложении N 4 к Приказу N 24, не является обязательной к предоставлению, и этот вывод не зависит от количества работников, работающих дистанционно. Также сообщаем, что вопросы технического характера по заполнению форм отчетности, предусмотренной Приказом N 24, на ЕЦП "Работа в России" не входят в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.
Отметим, что мы высказали свое экспертное мнение по заданному вопросу, которое может отличаться от мнения других специалистов. К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

18 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ N 24, утвердивший форму сведений, как и Приказ N 786, дополнивший эти формы отчетности, не был зарегистрирован в Минюсте РФ, хотя акты, устанавливающие правовой статус организаций либо имеющие межведомственный характер, должны там регистрироваться, в противном случае применяться не могут (смотрите п. 9 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста РФ от 23.04.2020 N 105, п. 10, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009.