Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В организации есть сотрудники, работающие дистанционно. С ними заключены трудовые договоры о дистанционной работе. Для осуществления взаимодействия с этими работниками по вопросам, связанным с выполнением ими трудовой функции, используются информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет, сети связи общего пользования и мобильная связь. Трудовую функцию они выполняют в полном объеме. Заработная плата начисляется и выплачивается в полном объеме. От третьих лиц поступила информация, что фактическое место нахождения этих сотрудников уже более 183 дней - за пределами РФ. Сотрудники находились в Государстве Израиль. Обязан ли работодатель проверять налоговый статус всех сотрудников при каждой выплате им заработной платы и каким образом? Обязан ли работодатель затребовать документы о налоговом статусе указанных лиц? Если да, то какие это документы? Каковы последствия их непредставления работником? Обязан ли работодатель начислять НДФЛ в случае подтверждения статуса их нерезидентства и по какой ставке? Предусмотрена ли ответственность работодателя, если он продолжает начислять НДФЛ по ставке 13%? Как изменится ответ в случае принятия предложенных Минфином изменений в НК РФ об отнесении вознаграждений дистанционных работников российских компаний к доходам от источников в России?

В организации есть сотрудники, работающие дистанционно. С ними заключены трудовые договоры о дистанционной работе. Для осуществления взаимодействия с этими работниками по вопросам, связанным с выполнением ими трудовой функции, используются информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть Интернет, сети связи общего пользования и мобильная связь. Трудовую функцию они выполняют в полном объеме. Заработная плата начисляется и выплачивается в полном объеме. От третьих лиц поступила информация, что фактическое место нахождения этих сотрудников уже более 183 дней - за пределами РФ. Сотрудники находились в Государстве Израиль. Обязан ли работодатель проверять налоговый статус всех сотрудников при каждой выплате им заработной платы и каким образом? Обязан ли работодатель затребовать документы о налоговом статусе указанных лиц? Если да, то какие это документы? Каковы последствия их непредставления работником? Обязан ли работодатель начислять НДФЛ в случае подтверждения статуса их нерезидентства и по какой ставке? Предусмотрена ли ответственность работодателя, если он продолжает начислять НДФЛ по ставке 13%? Как изменится ответ в случае принятия предложенных Минфином изменений в НК РФ об отнесении вознаграждений дистанционных работников российских компаний к доходам от источников в России?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку ответственность за правильность определения источника дохода, а также налогового статуса физического лица - получателя дохода, лежит на организации, являющейся налоговым агентом, организации-работодателю следует в рассматриваемой ситуации затребовать у сотрудников документы, подтверждающие их налоговый статус за налоговый период (календарный год) с перерасчетом в большую или меньшую сторону суммы уплаченного НДФЛ.
В ситуации, когда сотрудник в течение налогового периода (календарного года) будет находится в РФ менее 183 календарных дней, при определении окончательного налогового статуса такого сотрудника в целом за налоговый период его статус на конец года изменится, поэтому работодателю следует пересчитать НДФЛ, исчисленный и удержанный со всех доходов, полученных с начала года до утраты статуса резидента исходя из ставки 30%, восстановить с начала года все предоставленные ему вычеты, сумму НДФЛ, пересчитанную по ставке 30%, удержать из доходов, выплачиваемых сотруднику. При этом в связи с утратой сотрудником статуса налогового резидента РФ у него не возникнет обязанностей по декларированию в РФ дохода, полученного на территории Государства Израиль, и уплате НДФЛ с сумм такого дохода.
Полагаем, что в случае дальнейшего принятия предложенных Минфином изменений в НК РФ об отнесении вознаграждений дистанционных работников российских компаний к доходам от источников в России, доход, получаемые налоговыми резидентами РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 13% (15%). В отношении таких доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, от источников в РФ будет применяться налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Доходы, полученные от источников в РФ, и доходы, полученные от источников за пределами РФ

Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в РФ.
Соответственно, в случае, если трудовой договор предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в РФ, то вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей по такому договору согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, относится к доходам от источников в РФ (смотрите письма Минфина России от 20.04.2021 N 03-04-06/29535, от 20.04.2021 N 03-04-06/29532, от 02.02.2021 N 03-04-06/6598).
В свою очередь, на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.
Рассмотрим общие случаи возникновения обязанности по уплате НДФЛ применительно к доходам сотрудника, полученным при нахождении им на территории иностранного государства.
Прежде всего отметим, что согласно ст. 57 ТК РФ место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Место работы дистанционного работника).
С учетом норм статей 10, 11 и 13 ТК РФ выполнение работы по трудовому договору на территории иностранного государства возможно, однако на такие трудовые отношения российское законодательство по умолчанию не распространяется*(1).
По мнению Минтруда России, ТК РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином Российской Федерации, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации, так как, учитывая положения ст. 312.3 ТК РФ об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения ст. 13 ТК РФ о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным. То есть в таком случае трудовой договор с сотрудником должен быть прекращен. Сотрудничество с ним следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений (письма Минтруда России от 16.01.2017 N 14-2/ООГ-245, от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-378, от 05.11.2015 N 17-3/В-534). То есть в таком случае трудовой договор с сотрудником должен быть прекращен.
Вместе с тем поскольку прямого запрета на трудовые договоры с дистанционными работниками, проживающими за границей, не установлено, а длительное пребывание сотрудника за рубежом командировкой не признается, контролирующие органы в схожих ситуациях разъясняли, что в случае, если трудовой договор предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации по такому договору согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации (смотрите письма Минфина России от 14.04.2021 N 03-04-06/27827, от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от 21.02.2018 N 03-04-05/10825, от 19.02.2018 N 03-04-06/10125, от 27.03.2017 N 03-04-06/17472 и др.).
При этом фактический источник дохода (т.е. российская организация) в контексте подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ не рассматривается в качестве источника получения дохода физическим лицом, работающим за пределами РФ. Смотрите постановление Тринадцатого ААС от 25.03.2015 N 13АП-4805/15. То есть объект налогообложения НДФЛ в такой ситуации не возникает независимо от того, кто произвел выплату (российское лицо или нет).
Таким образом, вознаграждение, получаемое физлицом за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ. Смотрите, например, письма ФНС России от 23.06.2014 N ОА-3-17/2049@, Минфина России от 25.02.2022 N 03-04-05/13207, от 29.12.2018 N 03-04-05/96589, от 12.10.2018 N 03-08-05/73477, от 26.03.2018 N 03-04-05/18898, от 06.12.2017 N 03-04-06/80942, от 09.11.2017 N 03-04-05/73678, от 24.01.2017 N 03-04-06/3270 и др.
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе на основании части первой ст. 312.1 ТК РФ. Если физические лица заняты на дистанционной работе на территории иностранного государства, то доходы от их деятельности согласно подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ будут считаться полученными за пределами РФ (смотрите письма Минфина России от 14.06.2018 N 03-04-06/40744, от 24.01.2017 N 03-04-06/3270, от 05.03.2015 N 03-04-06/11830, от 10.06.2011 N 03-04-06/6-136, от 05.10.2010 N 03-04-06/6-236).
Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ если иное не предусмотрено ст. 207 НК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, в случае нахождения физического лица на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев данное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ.

Дистанционные работники находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

Если за последние 12 месяцев, предшествующих начислению дохода, дистанционный работник находился на территории России 183 дня и более, он признается резидентом в целях расчета НДФЛ.
Доход, полученный налогоплательщиками от источников за пределами РФ, как это было отмечено выше, признается объектом налогообложения по НДФЛ только для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 209 НК РФ).
При этом в общем случае в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода (смотрите письма Минфина России от 23.11.2021 N 03-04-05/94568, от 20.04.2021 N 03-04-06/29535, от 14.04.2021 N 03-04-06/27827, от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от 21.02.2018 N 03-04-05/10825, от 19.02.2018 N 03-04-06/10125, от 03.08.2017 N 03-03-06/1/49710 и др.).
Доходы такого сотрудника организации - налогового резидента РФ, выполняющего работы по трудовому договору дистанционно за пределами РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ)*(2).

Дистанционные работники находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

Лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, применительно к рассматриваемой ситуации утрачивают статус резидента.
С учетом ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, признается только доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ. Такой работник по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ не будет признаваться плательщиком НДФЛ.
Значит, доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, полученные им по трудовому договору от выполнения трудовой деятельности за пределами Российской Федерации, не являются объектом налогообложения по НДФЛ.
Соответственно, такие лица не имеют обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате НДФЛ (письма Минфина России от 23.11.2021 N 03-04-05/94568, от 04.08.2015 N 03-04-06/44857, от 15.07.2015 N 03-04-06/40525, от 05.06.2015 N 03-04-06/32801, от 15.08.2014 N 03-04-06/41078, от 21.07.2014 N 03-04-06/35558, от 02.07.2014 N 03-04-05/31933, от 18.02.2013 N 03-04-06/4254, от 11.03.2012 N 03-04-06/6-61, от 01.12.2010 N 03-04-06/6-282, от 24.12.2010 N 03-04-05/6-743). С указанных доходов необходимо уплатить налоги по законодательству того государства, в котором выполняет трудовые обязанности физическое лицо (смотрите письмо Минфина России от 30.07.2020 N 03-04-06/66831).
Так, ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25 апреля 1994 г.) (далее - Конвенция).
Пункт 1 ст. 15 Конвенции указывает, что с учетом положений статей 16, 18, 19 и 20 жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, вознаграждение, полученное в связи с этим, может облагаться налогом в этом другом государстве.
Таким образом, при выполнении положений п. 1 ст. 15 Конвенции доходы, полученные гражданином Российской Федерации, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, будут подлежать налогообложению в Государстве Израиль.
С учетом этого если за последние 12 месяцев, предшествующих начислению дохода, дистанционный работник находился за пределами РФ 183 дня и более, его доходы будут подлежать налогообложению в Государстве Израиль*(3). При этом в отношении доходов сотрудника организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом независимо от налогового статуса сотрудника. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ (смотрите письма ФНС России от 15.07.2021 N БС-4-11/9947@, Минфина России от 30.07.2020 N 03-04-06/66831, от 06.12.2017 N 03-04-06/80942, от 09.11.2017 N 03-04-05/73678 и др.).
Принимая во внимание изложенное, если на дату получения дохода сотрудник является резидентом, НДФЛ с выплаченных сотрудникам доходов организация удерживать не должна, так как сотрудники-резиденты при их нахождении на территории иностранного государства, должны самостоятельно рассчитывать и платить НДФЛ по ставке 13% (15%). Если на дату получения дохода сотрудник утратил статус резидента, то организация не должна удерживать НДФЛ, поскольку доходы нерезидентов, полученные от источников за пределами России, не являются объектом налогообложения налогом в силу главы 23 НК РФ, и налог с доходов следует уплачивать по законам Государства Израиль, в котором сотрудники фактически исполняли (исполняют) свои обязанности.
Полагаем, что в случае дальнейшего принятия предложенных Минфином изменений в НК РФ об отнесении вознаграждений дистанционных работников российских компаний к доходам от источников в РФ, доход, получаемый налоговыми резидентами РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 13% (15%) (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении таких доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, от источников в РФ будет применяться налоговая ставка в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность за правильность определения источника дохода, а также налогового статуса физического лица

Как указано в письмах Минфина России от 22.02.2017 N 03-04-05/10518, от 29.06.2011 N 03-04-06/6-155, установление налогового статуса физического лица - сотрудника организации производится организацией самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.
В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы.
Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом.
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение иностранных лиц на территории Российской Федерации, поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, и позволяющих установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории Российской Федерации (письма ФНС России от 30.09.2019 N БС-4-11/19925, от 22.05.2018 N БС-4-11/9701@, письмо Минфина России от 06.12.2019 N 03-04-06/94771).
Такими документами, по мнению контролирующих органов, могут быть в том числе копии паспорта с отметками пограничной службы о днях въезда и выезда из страны (письмо ФНС РФ от 16.05.2006 N 04-2-05/3), загранпаспорта с отметками о пересечении границы иностранного государства.
В общем случае с даты подписания дополнительного соглашения к трудовому договору о выполнении трудовых функций работником на территории иностранного государства организация освобождается от обязанности налогового агента по исчислению и удержанию НДФЛ с доходов, выплачиваемых указанному физическому лицу.
Однако в рассматриваемом случае место работы согласно трудовому договору с дистанционным работником указано как территория РФ.
В случае получения информации от третьих лиц о том, что фактическое место нахождения сотрудников более 183 дней находится за пределами РФ, когда дистанционный работник в течение рабочего дня (смены) самовольно покидает место работы, определенное в договоре с работодателем, имеет место нарушение трудовой дисциплины, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ, п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
По нашему мнению, ответственность за нахождение дистанционного работника на территории иностранного государства без ведома работодателя может возникнуть только у работника. При этом в силу ч. 1 ст. 22 ТК РФ привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, именно он принимает решение о том, привлекать или нет работника к дисциплинарной ответственности (п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).
При наличии оснований считать, что гражданин Российской Федерации может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Об этом сказано в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется.
В данном случае организации следует порекомендовать сотрудникам озаботиться о представлении организации - налоговому агенту соответствующих документов, подтверждающих их нахождение под налоговой юрисдикцией Государства Израиль, то есть дату прибытия в Государство Израиль и количество дней пребывания в нем, необходимых для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом.
Как было указано в вышеприведенных письмах Минфина России от 22.02.2017 N 03-04-05/10518, от 29.06.2011 N 03-04-06/6-155, ответственность за правильность определения источника дохода, а также налогового статуса физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (смотрите также решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2010 N А56-16898/2010).
В соответствии с п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 НК РФ, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо ФНС России от 22.05.2018 N БС-4-11/9701@, письмо Минфина России от 06.12.2019 N 03-04-06/94771).
Налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в течение трех лет с момента совершения нарушения (ст. 113 НК РФ).
Таким образом, поскольку за правильность расчета НДФЛ отвечает организация-работодатель как налоговый агент, в рассматриваемой ситуации ей следует затребовать у сотрудников документы, подтверждающие их налоговый статус за налоговый период (календарный год) с перерасчетом в большую или меньшую сторону суммы уплаченного НДФЛ.
Так, в целях правильного применения ставки НДФЛ налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения дохода (смотрите письма Минфина России от 24.03.2016 N 03-04-05/16492, от 31.05.2012 N 03-04-05/6-670, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176 и др.).
По окончании налогового периода определяется налоговый статус в целом за налоговый период (календарный год) с перерасчетом в большую или меньшую сторону суммы уплаченного НДФЛ в зависимости от того, как изменился налоговый статус физического лица (смотрите письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-04-06/55690).
Отметим, что, по мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Например, работник приступил к выполнению своих трудовых обязанностей дистанционно на территории Государства Израиль во второй половине календарного года, в августе. В целях определения статуса резидента РФ он будет находиться в РФ в течение 183 календарных дней с января по июль включительно, а в августе уедет и до конца года в РФ не вернется. В таком случае при определении окончательного налогового статуса такого работника в целом за налоговый период (календарный год), он признается резидентом РФ, то есть его статус на конец года не изменится. Следовательно, работодателю не нужно пересчитывать НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работника за период с января по июль текущего года.
В ситуации, когда работник приступит к выполнению своих трудовых обязанностей дистанционно на территории Государства Израиль, например, в мае, то в целях определения статуса резидента РФ он будет находиться в РФ менее 183 календарных дней (с января по апрель включительно). В таком случае при определении окончательного налогового статуса такого работника в целом за налоговый период (календарный год), он признается нерезидентом РФ, то есть его статус на конец года изменится. Следовательно, работодателю следует пересчитать НДФЛ, исчисленный и удержанный со всех доходов, полученных с начала года сотрудником за период с января по апрель исходя из ставки 30% (п. 4 ст. 210 НК РФ), поскольку такой перерасчет НДФЛ производится с момента, когда его налоговый статус за налоговый период более не изменится (смотрите письма Минфина России от 27.02.2018 N 03-04-06/12086, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444). Так, если работник стал нерезидентом, то восстанавливаются с начала года все предоставленные ему вычеты (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ). Соответственно, сумма НДФЛ, пересчитанная за январь-апрель по ставке 30%, подлежит удержанию из доходов, выплачиваемых работнику*(4). При этом в связи с утратой сотрудником статуса налогового резидента РФ у него не возникнет обязанностей по декларированию в РФ дохода, полученного на территории Государства Израиль, и уплате НДФЛ с сумм такого дохода.
В заключении отметим, что с учетом разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676, если физическое лицо по требованию налогового агента не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить порядок расчета налоговой базы, предусмотренный для лиц, не являющихся налоговыми резидентами при получении им доходов от источников в РФ, предполагающий применение ко всем выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговой ставки НДФЛ 30%.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: НДФЛ сотрудника, переведенного на дистанционную работу и уехавшего осуществлять свою трудовую деятельность за границей (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);
- Вопрос: Применимость статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе к полученным доходам в виде заработной платы на территории России работников - российских граждан, не являющихся на дату получения такого дохода налоговыми резидентами России в связи с нахождением до этого на территории другого государства - члена ЕАЭС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Может ли дистанционный работник трудиться за рубежом? (В.В. Симоненко, журнал "Законодательство", N 9, сентябрь 2021 г.)
- Вопрос: Последствия смены статуса работника на налогового нерезидента (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
- Вопрос: Можно ли заключить трудовой договор о дистанционной работе с сотрудником, который проживает за границей? Письма Минтруда от 16.01.2017 N 14-2/ООГ-245, от 17.02.2016 N 14-2/В-125 рекомендуют в таких случаях заключать договор гражданско-правового характера. Однако есть и другая позиция чиновников из Минфина. Они встают на сторону работодателей, которые не против организовать работу сотрудников удаленно из-за границы. Аргумент - российские законы не запрещают заключать трудовые договоры о дистанционной работе за рубежом, письма Минфина от 18.07.2019 N 03-04-06/53227, от 01.08.2018 N 03-04-06/54321, от... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2022 г.);
- Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц);
- Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов дистанционных работников;
- Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты дистанционным работникам;
- Энциклопедия решений. Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ;
- Энциклопедия решений. Определение периода в 12 месяцев для целей НДФЛ;
- Энциклопедия решений. Подтверждение статуса резидента (нерезидента) РФ (для физических лиц);
- Энциклопедия решений. Когда гражданин России - не налоговый резидент РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

17 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В то же время международным договором РФ может быть предусмотрено иное. На этом основании заключить трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) о дистанционной работе по правилам главы 49.1 ТК РФ и применять российское трудовое право к возникшим отношениям, если при этом в качестве места работы будет определена территория иностранного государства, возможно только в том случае, если это позволяет такой договор РФ с иностранным государством.
*(2) В целях исчисления НДФЛ налоговая ставка устанавливается нормой п. 1 ст. 224 НК РФ в следующих размерах:
- 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;
- 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 миллионов рублей, - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей.
*(3) Аналогичным образом рассматривается вопрос обложения НДФЛ доходов в виде вознаграждения исполнителя по гражданско-правовому договору, предусматривающему выполнение работ (оказание услуг) на территории за пределами РФ.
*(4) При этом следует учитывать, что ограничение 50% от суммы выплачиваемого дохода распространяется только на случаи удержания НДФЛ, не удержанного при выплате дохода в натуральной форме или при получении дохода в виде материальной выгоды (смотрите письма ФНС России от 26.10.2016 N БС-4-11/20405@, Минфина России от 18.07.2016 N 03-04-05/42063, от 07.07.2016 N 03-04-06/39819). Вместе с тем согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.