Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Гражданин увольняется из российской организации и трудоустраивается в иностранную компанию. Все трудовые отношения с российскими организациями разрываются. Пенсионные взносы за гражданина платятся в иностранном государстве (Армения). Прерывается ли в этом случае трудовой стаж для целей начисления российской пенсии? И как такое трудоустройство за границей влияет на размер пенсии?

Гражданин увольняется из российской организации и трудоустраивается в иностранную компанию. Все трудовые отношения с российскими организациями разрываются. Пенсионные взносы за гражданина платятся в иностранном государстве (Армения). Прерывается ли в этом случае трудовой стаж для целей начисления российской пенсии? И как такое трудоустройство за границей влияет на размер пенсии?

Трудовой стаж в Армении, для целей назначения страховой пенсии в РФ, будет учитываться только в том случае, если "российского" стажа будет недостаточно. Стаж, выработанный в Армении, будет влиять на размер пенсии только, если ИПК, рассчитанного по "российскому" и "советскому" стажу, недостаточно для возникновения права на пенсию.
Рассмотрев вопрос, сообщаем: 20 декабря 2019 г. между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 г.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 г. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п. 2 ст. 7 Соглашения)*(1).
Иными словами, по общему правилу период работы в Армении после 1 января 2021 г. не будет включен в страховой стаж гражданина, претендующего на российскую пенсию, поскольку по законодательству РФ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). И только если на момент обращения за пенсией у гражданина отсутствует "российский" стаж, необходимый для назначения пенсии, период работы в Армении после 1 января 2021 г. будет учтен (если он не совпадает по времени с периодом работы в РФ).
В силу ст. 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется, в частности, величиной индивидуального пенсионного коэффициента. А она, в свою очередь, рассчитывается за периоды стажа работы, приобретенного на территории РФ, а также на территории бывшего СССР (п. 3 ст. 7 Соглашения). Но в случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Таким образом, в отношении величины индивидуального пенсионного коэффициента работника, трудившегося в разных странах-участниках Соглашения, принято решение, аналогичное правилу подсчета трудового стажа: по общему правилу ИПК учитывает только "российский"/"советский" стаж, но при недостаточности ИПК, рассчитанного таким образом на дату обращения за пенсией, в расчет ИПК будет включен стаж в другом государстве-участнике. И в этом случае такой стаж повлияет на размер пенсии.
Вообще, формулировки Соглашения неоднозначны, их можно понимать по разному:
- недостающий "российский" стаж компенсируется заграничным стажем государства-члена Соглашения до требуемых 15 лет;
- недостающий "российский" стаж компенсируется заграничным стажем государства - члена Соглашения, но при этом учитывается весь период работы в этом иностранном государстве.
Мы склоняемся к первому варианту трактовки, однако разъяснений либо судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось, поэтому рекомендуем обратиться за официальными разъяснением в Пенсионный фонд РФ.

К сведению:
1) Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства-члена не влияют на право трудящегося (члена семьи) на одновременное назначение и выплату пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства-члена (п. 1 ст. 6 Соглашения).
2) Относительно стажа работы до 1 января 2021 г. Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Ответ прошел контроль качества

23 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С целью реализации норм Соглашения разработан Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии 23.12.2020 г. N 122).