Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Может ли родная сестра (должность специалист службы охраны труда) быть в прямом непосредственном подчинении у заместителя начальника по экономическим вопросам в федеральном государственном бюджетном учреждении?

Может ли родная сестра (должность специалист службы охраны труда) быть в прямом непосредственном подчинении у заместителя начальника по экономическим вопросам в федеральном государственном бюджетном учреждении?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, специалист службы охраны труда не может быть в прямом непосредственном подчинении у заместителя начальника по экономическим вопросам. Вместе с тем окончательное решение по данному вопросу можно принять только, исследуя документы, регламентирующие порядок деятельности учреждения и определяющие круг должностных обязанностей по каждой указанной должности.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ перечислены категории лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Заместители руководители федеральных государственных бюджетных учреждений в данной норме прямо не поименованы, однако согласно п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Также отметим, что часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (далее - Постановление N 568), устанавливающее категории работников, которые не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (применение данной нормы подтверждено судебной практикой, смотрите, например, определение Приморского краевого суда от 22.05.2018. по делу N 33-4374/2018, решение Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 17.08. 2017 по делу N 2а-3227/2017).
Как следует из п. 4 Постановления N 568, невозможность осуществления работником федерального государственного учреждения (далее - учреждение) трудовой деятельности в связи с тем, что в том же учреждении работает его близкий родственник из числа поименованных в данной норме, обусловлена одновременным наличием следующих обстоятельств:
- такие работники замещают должности руководителя, главного бухгалтера учреждения или должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий (смотрите, например, ответы специалистов Роструда (вопрос 1, вопрос 2), размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ");
- один из указанных работников непосредственно подчинен или подконтролен другому.
Трудовое законодательство не содержит определения "непосредственного подчинения", суды в некоторых случаях применяют по аналогии положения п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда).
В письме Минтруда РФ от 16.05.2017 N 18-2/В-297 указано, что исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации содержащих определение понятий "трудовые отношения" (статья 15), "трудовой договор" (статья 56), "рабочее место" (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
Согласно вышеуказанному письму под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:
- финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);
- осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;
- распоряжение имуществом учреждения (предприятия);
- осуществление внутреннего финансового контроля;
- осуществление государственных закупок;
- заключение сделок от имени учреждения (предприятия);
- управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.
Отметим, что согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ, 31.07.2018) для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности (личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся, в частности, его близкие родственники, в том числе дети);
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Аналогичные разъяснения даны в Обзоре практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов N 5 (подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ по состоянию на 29 июня 2021 г.).
Анализ правоприменительной практики показывает, что личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со ст. 10 Закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов (смотрите определение Московского городского суда от 26.04.2021 по делу N 33-15506/2021, Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов N 4 (утвержден Минтрудом, 2020 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно ч. 2 ст. 13.3 указанного Закона меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Так, локальными актами учреждения*(1): Правила этического поведения (далее - Правила) и Положением о конфликте интересов (далее - Положение) установлено, что руководитель и работники учреждения призваны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов (подп. м п. 2 Правил). При этом работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван: принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; принимать меры по предупреждению коррупции (подп. а, б п. 3 Правил).
К ситуации возникновения конфликта интересов Положение относит, когда работник учреждения в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную и нематериальную выгоду лицам, являющимися его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность. Способы урегулирования: отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов (п. 3.2 Положения).
Таким образом, сама по себе трудовая деятельность близких родственников в федеральном государственном бюджетном учреждении, на наш взгляд, конфликтом интересов не является (если антикоррупционной политикой такого учреждения такая ситуация не отнесена к понятию конфликта интересов).
Однако в данном случае, учитывая, что одна сестра (специалист службы охраны труда) находится в непосредственном подчинении другой, занимающей должность заместителя начальника по финансовым вопросам, то полагаем, что весьма велик риск возникновения личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на принятие решений заместителем начальника по финансовым вопросам, связанных с применением к подчиненному работнику (родной сестре) мер дисциплинарного взыскания и поощрения, а также на объективность и беспристрастность исполнения указанным лицом своих обязанностей, что в соответствии со ст. 10 Закона N 273-ФЗ свидетельствует о возникновении у заместителя начальника по финансовым вопросам конфликта интересов. При этом отметим, что указанный случай также подпадает под ограничения, установленные п. 4 Постановления N 568 и п. 3.2 Положения.
Таким образом, по нашему мнению, специалист службы охраны труда не может быть в прямом непосредственном подчинении у заместителя начальника по экономическим вопросам. Вместе с тем окончательное решение по данному вопросу можно принять только, исследуя документы, регламентирующие порядок деятельности учреждения и определяющие круг должностных обязанностей по каждой указанной должности.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила этического размещены на официальном сайте учреждения (https://msch72.ru/anticor/index.html) в разделе Антикоррупционное поведение.
Положение о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности размещено на официальном сайте учреждения (https://msch72.ru/content/prikaz/prikaz-polojenie-o-konfliktah.pdf). В соответствии с п. 1.3 работники лица, состоящие с учреждением в трудовых отношениях на основании трудового договора (эффективного контракта), должностные лица, занимающие должности в органах управления учреждения, а также руководители структурных подразделений. При этом в п. 1.4 сказано, что действие данного положения распространяется на всех работников вне зависимости от уровня занимаемой должности.