Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Сотрудник (Чувашская Республика) принят в отделение по лечению больных с COVID-19 на одну ставку. В связи с дефицитом кадров отработал 1,25 ставки или более. Переработанные сотрудником часы являются сверхурочными. Соглашение о совмещении или трудовой договор по внутреннему совместительству с сотрудником не был заключен. Как выплатить медработнику стимулирующие выплаты согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 415?

Сотрудник (Чувашская Республика) принят в отделение по лечению больных с COVID-19 на одну ставку. В связи с дефицитом кадров отработал 1,25 ставки или более. Переработанные сотрудником часы являются сверхурочными. Соглашение о совмещении или трудовой договор по внутреннему совместительству с сотрудником не был заключен.
Как выплатить медработнику стимулирующие выплаты согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 415?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При работе сверх нормы рабочего времени (сверхурочно) сотрудник имеет право на выплату не выше максимального размера, предусмотренного п. 10 Правил.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что выплаты, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (далее - Правила)*(1), определены как выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты стимулирующего характера). Порядок осуществления выплаты и ее размер определяются в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления (п. 10, п. 11 Правил). Таким образом, указанные выплаты стимулирующего характера должны быть предусмотрены системой оплаты труда в учреждении, которая устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 129, ст. 135 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное время*(2), то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте по уважительным причинам: в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Фактически из буквального толкования Правил следует, что если работник отработал все часы, предусмотренные его графиком, локальным нормативным актом размер выплат ему не может быть уменьшен. При этом не имеет значения, сколько фактически времени в течение указанного периода он работал именно с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицами из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В то же время что именно подразумевается под понятием "фактически отработанное время" в целях применения Правил, отдельно не уточняется. Учитывая, что постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти отнесены к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (часть первая ст. 5 ТК РФ), в целях трактовки указанного понятия следует обратиться к нормам трудового законодательства. Так, согласно нормам ТК РФ фактически отработанное каждым сотрудником время определяется по табелю учета рабочего времени (ст. 91 ТК РФ). Соответственно, по умолчанию, Правила действительно предполагают выплату стимулирующего характера с учетом отработки сотрудников в том числе и сверхурочных часов.
Однако, на наш взгляд, все не так однозначно, поскольку положения п. 10 Правил в части определения размера выплат соответствующей категории работников устанавливает по сути максимальный размер, который должен определяться из расчета месячной нормы часов на одну занятую ставку. Указанное прослеживается в том числе из принятых нормативных актов, которыми установлен порядок осуществления данных выплат (п. 6 приказа Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2020 N 106). К сожалению, нормативно-правового акта, регулирующего порядок осуществления выплат стимулирующего характера, принятого на территории Чувашской Республики, нам обнаружить не удалось*(3). Иными словами, предоставление субсидий на осуществление данных выплат ограничено максимальным пределом и по смыслу принятых нормативных актов ограничивается размером ставки, занимаемой сотрудником*(4).
Отметим, что понятия "ставка" ТК РФ не содержит. Исходя из смысла, который вкладывается в этот термин, работа по какой-либо конкретной должности в течение всей нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку и равнозначна объему работы одной штатной единицы. Иными словами, работник, отрабатывая часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, не занимает при этом две ставки, а продолжает работать по одной ставке. Сказанное в совокупности не позволяет говорить о том, что в случае отработки часов сверхурочно сотрудник в данном случае имеет право на выплаты свыше максимального размера, предусмотренного п. 10 Правил.
Сказанное является нашим экспертным мнением. Кроме того, учитывая, что порядок осуществления указанных выплат определяется локальным нормативным актом работодателя, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, рекомендуем обратиться за разъяснением в Министерство здравоохранения Чувашской Республики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Полное наименование документа: постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".
*(2) В отличие от стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484, которые выплачиваются в размерах, установленных в п. 11, и по своей сути являются "единовременными", то есть выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией. При этом это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965).
*(3) Рекомендуем также ознакомиться с документами, принятыми на территории субъектов РФ:
- постановление Администрации Волгоградской области от 14.05.2020 N 277-п "О предоставлении в 2020 году субсидий медицинским организациям - бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является комитет здравоохранения Волгоградской области, на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области";
- постановление Правительства Самарской области от 19.05.2020 N 331 "Об установлении отдельного расходного обязательства Самарской области в 2020 году и утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидии государственным учреждениям здравоохранения Самарской области в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения единовременных выплат стимулирующего характера за дополнительную нагрузку в связи с проведением мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также медицинским и иным работникам скорой медицинской помощи" и другие.
*(4) Отметим, что при этом ограничения по выплате стимулирующего характера в отношении совместителей не установлены (письмо Министерства здравоохранения РФ от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951).