Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Так, граждане, претендующие на замещение должностей, указанных в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В нарушение требований указанных нормативных актов организация заключила трудовой договор с работником, претендующим на замещение должности, указанной в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", без сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Может ли организация уволить данного работника в связи с непредставлением требуемых документов? На каком законном основании, если сотрудник работает в этой организации полтора года?

В соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Так, граждане, претендующие на замещение должностей, указанных в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В нарушение требований указанных нормативных актов организация заключила трудовой договор с работником, претендующим на замещение должности, указанной в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", без сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Может ли организация уволить данного работника в связи с непредставлением требуемых документов? На каком законном основании, если сотрудник работает в этой организации полтора года?

В соответствии с частью первой ст. 349.2 ТК РФ на работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно п.п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) к сведениям, которые вышеуказанные работники должны представлять представителю нанимателя (работодателю), относятся сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Положениями п. 1 постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусмотрено, что такие запреты, ограничения и обязанности распространяются на лиц, занимающих должности в органах, фондах и организациях, поименованных в ст. 349.2 ТК РФ, назначение на которые производится Президентом РФ и Правительством РФ, а также на лиц, занимающих должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов. Из приведенных норм следует, что отнесение должностей работников федерального бюджетного учреждения, созданного для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к должностям, занятие которых подразумевает распространение на лиц, их занимающих, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, зависит либо от назначения на эти должности Президентом РФ или Правительством РФ, либо от нахождения этих должностей в соответствующих локальных нормативных актах этого учреждения или актах федеральных государственных органов. При этом законодательство не предусматривает, что при принятии соответствующих локальных нормативных актов или актов федеральных государственных органов необходимо учитывать положения Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Ведь из данного нормативного правового акта следует, что им утверждается перечень должностей федеральной гражданской службы, занятие которых требует соблюдения требований о предоставлении соответствующих сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 1 Указа). В то же время в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, отсутствуют указания на отнесение к таким должностям должностей работников федеральных бюджетных учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Если упомянутый в вопросе работник относится к лицам, обязанным предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, то непредставление этих сведений в соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ является правонарушением, влекущим увольнение совершившего его лица с работы в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. На возможность увольнения работника в связи с непредоставлением соответствующих сведений указывает и п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ. Однако в отличие от вышеприведенной нормы положения ТК РФ оговаривают, что такое увольнение может производиться, если непредоставление сведений влечет за собой утрату доверия к допустившему такое правонарушение лицу.
Правоприменительная практика, оценивая вышеуказанные нормы в совокупности, а также принимая во внимание часть третью ст. 192 ТК РФ, согласно которой к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника, приходит к выводу о том, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (смотрите определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 59-КГ16-22). Соответственно, увольнение в этой ситуации производится по п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ.
Обращаем внимание, что при расторжении трудового договора по данному основанию должен соблюдаться порядок применения дисциплинарных взысканий, который установлен ст. 193 ТК РФ (смотрите Вопрос: В марте 2016 года работник представил справку о доходах, расходах за 2015 год. В январе 2017 года в ходе проверки прокуратурой исполнения законодательства по противодействию коррупции выявлены в представленной работником справке за 2015 год неполные и недостоверные сведения. Возможно ли к работнику применить дисциплинарное взыскание за предоставление недостоверных сведений и неполных данных в указанной справке, если полгода со дня представления указанных сведений уже прошло? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

6 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.