Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право С работником муниципального бюджетного учреждения заключается договор подряда на установку индивидуальных приборов учета, одновременно он принимается на должность инженера (в его трудовые обязанности установка таких приборов не входит). Возможно ли заключить с работником, которого принимают на работу по трудовому договору, договор подряда?

С работником муниципального бюджетного учреждения заключается договор подряда на установку индивидуальных приборов учета, одновременно он принимается на должность инженера (в его трудовые обязанности установка таких приборов не входит).
Возможно ли заключить с работником, которого принимают на работу по трудовому договору, договор подряда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение между организацией и работником трудового договор о работе по должности инженера с одновременным заключением с ним же договора подряда о выполнении работы по установке индивидуальных приборов учета законодательству не противоречит.

Обоснование вывода:
Согласно части восьмой ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера (кроме случаев, когда они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей). Часть вторая ст. 15 ТК РФ запрещает заключать гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем, однако запрета принимать на работу лицо, заключившее с работодателем гражданско-правовой договор, трудовое законодательство не содержит.
В свою очередь, гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения (ст. 2 ГК РФ) и не ограничивает физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность, в праве вступать в трудовые отношения.
Заметим, что гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Специальными нормами отдельных федеральных законов устанавливаются ограничения права граждан заниматься предпринимательской деятельностью, а в ряде случаев - и другой оплачиваемой деятельностью. Например, подобный запрет действует в отношении государственных гражданских служащих (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ)), муниципальных служащих (п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний (ст. 349.1 ТК РФ).
Однако в отношении работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений запрет на занятие предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью не установлен. Следовательно, работник бюджетного учреждения вправе выполнять работы по договору подряда, в том числе в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности (ст. 23 ГК РФ).
Отметим также, что законодательство о противодействии коррупции содержит ряд положений, направленных на предотвращение, а также урегулирование конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Однако в силу ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространяется на государственных и муниципальных служащих, а также на ряд других лиц, в том числе работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральные законы не относят работников муниципальных учреждений, в частности, занимающих должность инженера, к лицам, обязанным принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Применительно к некоммерческим организациям (к которым относятся и учреждения - ст. 123.21 ГК РФ) определенные условия, которые должны соблюдаться при наличии конфликта интересов работников, предусмотрены ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Однако, как видно из правил этой статьи, рядовые работники учреждения, не являясь ни руководителями некоммерческой организации, ни его заместителями, ни лицами, входящими в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, не могут считаться заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, которые могут повлечь за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации (смотрите также п. 4.1 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Минтрудом РФ 08.11.2013). Следовательно, к работнику муниципального бюджетного учреждения, занимающему должность инженера, эти правила не применимы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

28 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.