Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" предусмотрено введение должности социального работника как в амбулаторных, так и стационарных структурных подразделениях психиатрических учреждений для участия в решении вопросов медико-социально-бытового устройства лиц, страдающих психическими расстройствами. Вместе с тем существующий профессиональный стандарт для должности "Социальный работник", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник", предусматривает предоставление социальных услуг только клиентам организации социального обслуживания, медицинские организации в стандарте не упоминаются. Могут ли в организациях, оказывающих психиатрическую помощь, вводиться должности социальных работников? Должны ли они отвечать требованиям, установленным профессиональным стандартом?

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" предусмотрено введение должности социального работника как в амбулаторных, так и стационарных структурных подразделениях психиатрических учреждений для участия в решении вопросов медико-социально-бытового устройства лиц, страдающих психическими расстройствами.
Вместе с тем существующий профессиональный стандарт для должности "Социальный работник", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник", предусматривает предоставление социальных услуг только клиентам организации социального обслуживания, медицинские организации в стандарте не упоминаются.
Могут ли в организациях, оказывающих психиатрическую помощь, вводиться должности социальных работников? Должны ли они отвечать требованиям, установленным профессиональным стандартом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, занимающаяся оказанием психиатрической помощи, вправе иметь в штате должность "социальный работник". Работодатель не обязан применять положения профессионального стандарта к работнику, занимающему данную должность, в том числе и в части квалификационных требований.

Обоснование вывода:
Штатное расписание является одним из локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимаемым работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Работодателем при этом является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; права и обязанности работодателя - юридического лица осуществляются его представителем - органом управления юридического лица (организации) или уполномоченными им лицами, а также иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (части четвертая и шестая ст. 20 ТК РФ).
Согласно пп. "д" п. 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол N 11) при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V этих рекомендаций для федеральных государственных учреждений, обратив особое внимание, в частности, на утверждение штатного расписания руководителем учреждения самостоятельно (п. 19 Единых рекомендаций). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 411-О-О, 412-О-О и 413-О-О, от 01.06.2010 N 840-О-О).
Кроме того, возможность наличия социального работника в штате медицинского учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, прямо предусмотрена Приложением к приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения", Приложением N 1 к приказу Минздрава РФ от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", Приложением N 3 к приказу Минздрава РФ от 16.09.2003 N 438 "О психотерапевтической помощи", Приложением N 10 к приказу Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций".
Таким образом, руководитель бюджетного учреждения вправе самостоятельно формировать штатное расписание, определяя структуру учреждения, наименование его подразделений (отдел, часть и т.п.), в том числе и вводить в штатное расписание любые должности, если в выполнении работы по данным должностям у него есть необходимость.
Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
Анализ положений трудового законодательства, касающихся профессиональных стандартов, показывает, что их обязательное применение необходимо лишь в двух случаях:
1) в части требований к квалификации работника они применяются в случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ) (смотрите, например, ст. 330.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"). При этом под иными нормативными актами понимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например приказы Минтранса России и другие) (смотрите п. 8 информации Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 "По вопросам применения профессиональных стандартов");
2) в части наименования должностей профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним - в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Из приведенных норм следует, что строгое соответствие наименований должностей работников наименованиям должностей, указанных в профессиональных стандартах, необходимо только в тех случаях, когда по соответствующей должности установлены определенные компенсации, льготы, ограничения (так, например, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются только периоды работы по определенным профессиям и должностям (ч.ч. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665)).
Подпунктом "в" пункта 33 Единых рекомендаций также предусмотрен запрет на применение наименований должностей (профессий) работников, не соответствующих наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным квалификационными справочниками или профстандартами в ситуациях, когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не установлены требования к квалификации для работы по должности "социальный работник" (смотрите также ответ специалистов Роструда с интернет-портала "Онлайнинспекция.РФ"). Нам также не удалось обнаружить компенсаций и льгот либо ограничений, установленных ТК РФ или иными федеральными законами в отношении этой должности, поэтому у работодателя в рассматриваемом случае отсутствует необходимость применять профессиональный стандарт "Социальный работник", утвержденный приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 N 677н, как в части наименования должности, так и в части квалификационных требований по ней.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

8 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.