Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение ОАО оказывает коммунальные услуги, применяет УСН. Обязано ли общество представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию? Можно ли привлечь к налоговой и административной ответственности ОАО за несдачу промежуточной бухгалтерской отчетности?

ОАО оказывает коммунальные услуги, применяет УСН.
Обязано ли общество представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию?
Можно ли привлечь к налоговой и административной ответственности ОАО за несдачу промежуточной бухгалтерской отчетности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С учетом официальной позиции ФНС России мы считаем, что открытое акционерное общество, применяющее УСН, не обязано представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность (в том числе промежуточную) и, следовательно, при непредставлении в налоговый орган бухгалтерской отчетности налоговый орган не вправе привлечь ОАО к налоговой и административной ответственности.

Обоснование вывода:
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не обязана предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. При этом пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ не содержат каких-либо исключений в зависимости от организационно-правовых форм организаций.
Вместе с тем необходимость ведения бухгалтерского учета в организации, имеющей организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО), и составление ею бухгалтерской отчетности обусловлена нормами ГК РФ (п. 1 ст. 97 ГК РФ) и Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) (в частности, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 92, ст. 42 Закона N 208-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 97 ГК РФ, п. 5 ст. 103 ГК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) ОАО обязано публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ОАО должно ежегодно привлекать профессионального аудитора и проводить обязательный аудит.
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Законом N 129-ФЗ или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительной записки.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ квартальная бухгалтерская отчетность должна представляться в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года.
Арбитражные суды (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 07.09.2009 N Ф09-6133/09-С1) считают, что на организации, подлежащие обязательному аудиту, не распространяется освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета в связи с переходом на УСН, предусмотренное п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ.
Минфин России (письма Минфина России от 13.09.2011 N 03-11-06/2/127, от 27.06.2011 N 03-11-06/2/98, от 02.09.2008 N 03-11-04/2/131), исходя из вышеизложенных положений нормативных правовых актов, считает, что открытые акционерные общества, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке, так как нормы законодательства об акционерных обществах обязывают данные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков.
Федеральная служба по финансовым рынкам в письме от 17.11.2005 N 05-БХ-06/18189 отметила, что при несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и акционерного законодательства следует исходить из того, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, при этом акционерное законодательство является специальным для акционерных обществ. Поэтому акционерные общества обязаны применять положения Закона N 208-ФЗ и ГК РФ вне зависимости от того, какой режим налогообложения они применяют. Федеральная служба по финансовым рынкам, так же как и Минфин России, считает, что акционерные общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно Закону N 208-ФЗ и ГК РФ, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, установленном Законом о бухгалтерском учете и иными правовыми актами Российской Федерации.
Однако следует отметить, что в каждом из приведенных писем Минфина России сказано: "настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме".
ФНС России в письме от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ "Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения" (далее - Письмо ФНС) и УФНС России по г. Москве в письме от 05.07.2011 N 16-15/064931@ указывают, что положения Закона N 208-ФЗ и ГК РФ не предусматривают обязанность акционерных обществ представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность и что налоговые органы не вправе привлекать акционерные общества к налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Как разъясняют представители налоговой службы в Письме ФНС, наличие норм федерального законодательства об акционерных обществах о необходимости ведения этими обществами бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности по основаниям, предусмотренным указанным законодательством, не противоречит нормам НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и нормам Закона N 129-ФЗ об освобождении организаций от обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности при применении упрощенной системы налогообложения. Как сказано в Письме ФНС, данный вывод также следует из определения КС РФ от 13.06.2006 N 319-О.
Обращаем внимание: в Письме ФНС сказано, что данное письмо должно быть доведено до нижестоящих налоговых органов.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 N 18АП-5237/11 судьи также приходят к выводу о том, что организации, применяющие УСН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы и, следовательно, налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ, отмечая при этом, что данной позиции придерживается Федеральная налоговая служба в Письме ФНС.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также позицию ФНС России, мы приходим к выводу, что ОАО, применяющее упрощенную систему налогообложения, обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность (при необходимости и промежуточную - смотрите ст. 42 Закона N 208-ФЗ), но представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы не обязано. Следовательно, при непредставлении в налоговый орган бухгалтерской отчетности налоговый орган не вправе привлечь ОАО к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ и к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

1 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.