Новости и аналитика> Правовые консультации (практика)> Налоги и налогообложение> Может ли поставщик продовольственных товаров учесть...

Может ли поставщик продовольственных товаров учесть при налогообложении прибыли плату за вход в торговую сеть (за право поставки товара)?

24 мая 2010

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не запрещает включать в расходы для целей налогообложения плату за вход в торговые сети. Учесть ее можно на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Однако следует иметь в виду, что уменьшение облагаемой прибыли на сумму такой платы с большой вероятностью может вызвать претензии со стороны налоговиков. Для компании это чревато доначислением налога, пенями (ст. 75 НК РФ) и штрафом (ст. 122 НК РФ). Принимая решение включить входную плату в налоговые расходы, поставщик должен быть готов к тому, что отстаивать свою позицию придется в суде.
Отметим, вопрос о возможности признания для целей налогообложения платы за право поставки продовольственных товаров в сетевые магазины актуален для случаев, когда одновременно выполняются два условия. Первое: затраты в виде такой платы произведены по договорам, заключенным с сетями до 1 февраля 2010 года. Второе: эти затраты относятся к периоду до 30 июля 2010 года. С 1 февраля 2010 года торговые сети не вправе включать в договоры с поставщиками продовольственных товаров условие о перечислении входной платы. А из договоров, заключенных до 1 февраля 2010 года, такое условие должно быть исключено не позднее 30 июля 2010 года.

Обоснование вывода:
В главе 25 НК РФ прямо не говорится, что плата за вход в торговые сети уменьшает базу по налогу на прибыль у поставщика. В то же время перечень затрат, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли, не ограничивается расходами, прямо поименованными в этой главе. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты признаются расходами для налогообложения. В данном случае затраты обосновываются тем, что плата за вход в сетевые магазины дает поставщику доступ к торговым площадкам. Тем самым расширяется рынок сбыта товаров.
Плату за вход в сеть можно включить в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, по пп. 49 п. 1 ст. 1 264 НК РФ.
Таким образом, признание в налоговом учете платы за вход в торговую сеть не противоречит НК РФ. Тем не менее в арбитражной практике были налоговые споры из-за того, что компании учитывали в расходах в целях налогообложения прибыли суммы таких платежей (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 N А56-16675/2007, от 25.09.2006 N А56-27205/2005, ФАС Московского округа от 21.11.2007 N КА-А40/12065-07, от 14.11.2006 N КА-А40/10838-06, Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 N 10АП-4587/2009).
Во всех спорах, по которым приняты приведенные выше постановления, налоговики настаивали на том, что плату за вход в розничные сети учесть нельзя, так как она не является оправданным расходом. Аргументы следующие. Такая плата не связана с деятельностью поставщика, и у торговой сети не возникает встречного обязательства передать поставщику ценности, оказать ему услуги или выполнить работы. Такое же мнение высказывал Минфин России в письмах от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677. У судов противоположная позиция: для целей налогообложения входная плата в сетевые магазины является расходом.
Однако спрогнозировать, какое именно решение вынесет суд по конкретному спору об учете входной платы в сеть, проблематично. Судебная практика по рассматриваемому вопросу немногочисленна, и говорить, что она сложилась в пользу налогоплательщиков, некорректно. Поэтому оценить шансы поставщика на благоприятный исход спора, если он дойдет до суда, не представляется возможным.
Действовать нужно исходя из соображений целесообразности. Можно оценить, как будет соотноситься выгода от уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму входного взноса с затратами, в которые может обойтись судебное разбирательство, а также с возможными потерями в случае, если суд окажется на стороне налоговиков. Если поставщик примет решение списать в налоговом учете входную плату, желательно подготовить экономическое обоснование. Например, ФАС Северо-Западного округа принял в качестве довода то обстоятельство, что через торговую сеть поставщик реализовал продукцию на сумму, существенно превышающую средний уровень объема отгрузки одному покупателю. Может быть полезен еще один аргумент, приведенный этим же судом. Он заключил, что затраты на вход в сетевые магазины по сути является оплатой услуги по расширению рынка сбыта, оказанной торговой сетью (постановление от 12.05.2008 N А56-16675/2007).
Поставщикам продовольствия следует иметь в виду следующее. С 1 февраля 2010 года законодательство запрещает торговым сетям требовать от них входную плату в магазины (плату за право поставок товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты). Указанный запрет содержится в п. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Этот закон вступил в силу с 1 февраля 2010 года.
Из договоров на поставку продовольственных товаров, заключенных до указанной даты, должно быть исключено условие о внесении входной платы. Причем это должно быть сделано до 30 июля 2010 года. В п. 2 ст. 22 Закона N 381-ФЗ сказано, что договоры поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона N 381-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с требованиями этого закона в течение ста восьмидесяти дней с момента его вступления в силу.
После 30 июля 2010 года у поставщиков продовольственных товаров не будет никаких законных оснований для перечисления платы за вход в торговые сети.
Таким образом, поставщик продовольственных товаров может увеличить свои налоговые расходы на сумму платежей, связанных со входом в торговую сеть, если такие платежи произведены по договорам поставки, заключенным до 1 февраля 2010 года, и относятся к периоду до 30 июля 2010 года. Такой вывод согласуется с позицией Минфина России, высказанной в письме от 13.04.2010 N 03-03-06/1/263. Чиновники допускают, что вознаграждения в пользу торговых сетей, выплаченные по указанным договорам и не предусмотренные Законом N 381-ФЗ, поставщики продовольственных товаров вправе учитывать до истечения ста восьмидесяти дней с момента вступления в силу этого закона.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Косей Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

28 апреля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.