Новости и аналитикаПравовые консультации (практика)Налоги и налогообложение Расходы на печать листовок о продуктах банка в целях налогообложения прибыли учитываются как типографские расходы или как расходы на рекламу?

Расходы на печать листовок о продуктах банка в целях налогообложения прибыли учитываются как типографские расходы или как расходы на рекламу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на печать листовок о продуктах банка могут быть отнесены к расходам на рекламу, если они будут распространяться среди неопределенного круга лиц.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, для признания расходов рекламными, необходимо наличие трех признаков:
целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация;
реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;
направленность рекламы на неопределенный круг лиц.
Понятие неопределенного круга лиц дано в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348): "Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".
Таким образом, учитывая, что печать листовок о продуктах банка изначально направлена на привлечение внимания к организации, формирование и поддержание интереса как к производимым банком продуктам, так и продвижению их на рынке, полагаем, что указанные расходы могут быть признаны рекламными при условии, что их распространение будет осуществляться среди неопределенного круга лиц (путем выкладки в банке, офисных зданиях и др., т.е. в местах, где информация о банковских продуктах, размещенная на листовках, будет доступна потенциальным клиентам).
Если листовки с рекламной информацией будут распространяться среди заранее определенного круга лиц (например только среди клиентов, контрагентов), то понесенные расходы рекламой признать нельзя. В этом случае расходы на печать листовок можно будет признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой вывод можно сделать на основании письма Минфина РФ от 29.11.2006 N 03-03-04/1/80.

Налоговый учет рекламных расходов

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. При этом расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, признаются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные выше расходы на рекламу учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль без ограничений, при наличии подтверждающих данные расходы документов. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, учитывая, что изготовленные листовки будут распространяться среди возможных клиентов, произведенные организацией расходы могут быть отнесены, по нашему мнению, к иным видам рекламы. Следовательно, указанные расходы в целях исчисления налога на прибыль можно признать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Также рекомендуем ознакомиться с материалом, представленным в системе ГАРАНТ:
- Рекламные расходы (В. Семенихин, "Аудит и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Монако Ольга

18 декабря 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.